Российская академия художеств, Словацкий институт, Галерея города Братиславы представляют выставку «Одинокий странник. Коломан Сокол». Открытие состоится 8 июля 2014 года в 16.00 в Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка,19). Экспозицию составят 77 графических произведений мастера разных лет.
«Я путешественник, родом с Земли, и поэтому моя работа на Земле не исчезнет» - писал словацкий художник, один из создателей словацкой и мексиканской школ графического искусства Коломан Сокол (1902-2003). Он учился сначала в многонациональном словацком городе Кошице в Школе рисунка Евгения Крона, затем в пражской Академии изобразительных искусств (AVU), где имел возможность познакомиться с актуальными тенденциями европейской, современной ему графики. Постепенно в нем родился виртуозный рисовальщик, отточился его экспрессивный почерк, он создал большое количество драматических произведений, офортов, которые привлекли внимание и специалистов, и широкой общественности. В 1932 году Сокол вошел в объединение «Голлар» (SCUG Hollar), представлявшее крупнейшее направление в чешском искусстве 20-30 годов ХХ века - социально-ориентированную графику.
В 1937 году Коломан Сокол получил приглашение мексиканского правительства на обучение студентов графическим техникам в Национальной школе пластических искусств при Мексиканском университете (Мехико), но вскоре по семейным обстоятельством покинул Мексику и уехал в США. В 1946 году он возвратился в послевоенную, уже социалистическую Чехословакию и преподавал в Братиславе в Словацком техническом университете и Университете Коменского, получил в 1947 году Национальную награду в области искусства, в 1948 из-за несогласия с культурной политикой проводимой властью уехал сначала в Париж на свою выставку в Галерее Руш-Хуншель, а затем в США, где и остался навсегда.
Найдя однажды свой стиль, Сокол не ограничился им, он постоянно экспериментировал. Последняя графическая работа была создана им в 1954 году, все своё дальнейшее творчество Коломан Сокол посвятил живописи и рисунку. В творчестве художника специалисты отмечают несколько периодов, каждому из которых свойственна своя живописная манера, свой пластический язык, как, например так называемый «кабурабский» период, продолжавшийся с 1964 года и до начала 1970-х годов. Тогда мастер перешел от изображения мира в его телесной материалистичности к воплощению собственного духовного мира, мира, который он создал в своем воображении – Кабурабе и которому соответствовал его собственный язык «Camiliano Sarto Urumba».
В последний период творчества, после 1976 года, художник размышлял над важными общечеловеческими вопросами, говорил о темных сторонах человеческой души и очистительном катарсисе, началось его движение к большому синтетическому произведению. В эти годы создано большое количество многофигурных композиций картин, посвященных его семье, нередко в его творчестве возникали образы животных - лошадей и его любимых собак.
На выставке «Одинокий странник Коломан Сокол» из 77 работ девять экспонируются впервые - это «Быки» (около 1952), «Без названия (1953, Женщина в профиль I)», «Без названия (1953/1970, Женщина в профиль II», «Кабураба» (1964), «Женщина с быками» (1966/1977), «Вспугнутые статуи» (1966/1976), «Мужчины их Тацубы» (1970), «Король с всадниками» (1972/1978), «Dom Quijote» (1976). Кроме того, впервые представлен портрет « Негр» (1929) из частной коллекции.
Жизнь в искусстве для Коломана Сокола была дорогой, идя по которой он искал не признания, а собственной, пусть и одинокой правды.
Выставка продлится по 17 августа
Управление информации Российской академии художеств.