В рамках Международной конференции «Литература без границ» Калининградский областной историко-художественный музей при поддержке регионального Министерства культуры представляет уникальное издание, где собраны материалы проекта «Гофманиана» за последние два года. Альманах включает более 200 иллюстраций, статьи деятелей культуры России и Германии, литературные реминисценции, письма и фрагменты произведений Э.Т.А. Гофмана. Это второе музейное издание, посвящённое одному из величайших немецких писателей. Калининградский историко-художественный музей является членом международного «Гофмановского общества», и уже на протяжении восьми лет приглашает в гости кёнигсбергского романтика и его поклонников. И каждый год немецкий гений, «превосходный в должности – как писатель, как музыкант, как художник», будоражит сознание зрителей новыми темами…
Название альманаха перекликается с названием выставки «Театр Гофмана», которая в 2012 году открылась в Калининградском историко-художественном музее. Данная тема является сквозной метафорой книги. Игра, провокация, перевоплощение и двойственность образов – таков мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана, мир как театр. Писателя неспроста преследовал образ двойника. По семейной традиции Гофман стал юристом, но сердце его принадлежало искусству. Он самозабвенно любил свою Музыку, любил Поэзию, любил Фантазию, любил Игру - и он то и дело изменял им с Жизнью, с ее многоликостью, с ее горькой и радостной прозой. В произведениях Гофмана его герои также живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они или, лучше сказать, сам писатель — через них — чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области.
Заразительное безумие охватывает всех, кто видит в книгах Гофмана своего рода спектакль. Мир гения пленяет, как пленил он и художников, и зрителей «Гофманианы». «Стратег великой интриги» способен расшевелить каждого, ведь смысл его театра – доверительное общение, проникнутое осмыслением бытия. На страницах издания – свой собственный театр, в котором царит Гофман – «переменчивый, серьёзный, наблюдательный, проницательный, остроумный, насмешливый, ироничный, взбалмошный, мудрый, нерешительный, яростный, проникновенный, восприимчивый, резкий, отважный, грубоватый».