Мебель в технике «маркетри» из собрания ГМП
Садовый павильон (вход с Чертольского переулка)
К художественной выставке, представляющей шедевры мебельного искусства из коллекции музея А.С. Пушкина, Садовый павильон готовился специально. Главным украшением обновленной выставочной площадки стал уникальный наборный паркет – дар музею от фирмы «Паркет Холл». Специально для пушкинского музея, соответственно художественным традициям и модным течениям эпохи, специалистами компании были разработаны орнамент и технология создания многоцветного паркетного полотна. «Паркетри», техника наборных полов из разных пород дерева, очень близка технике «маркетри» – искусстве декорирования (инкрустации) мебели ценными породами дерева. Экспозиция в Садовом павильоне представляет высокий класс этого искусства в мебели XVIII-XIX века. Каждый предмет интерьера на выставке – художественное произведение, достойное отдельного внимания. Многие предметы выполнены именно российскими мастерами.
Экспозиция отчасти напоминает светскую гостиную. Стены украшены живописью и графикой из собрания музея. Растительная и цветочная тема в изобразительном ряде не случайна – в технике «маркетри» она была наиболее популярна. Вкруг центральной розетки на наборном паркете расставлена мебель – консоли, жардиньерки, рабочие бюро, столы и столики различного предназначения: ломберные и шахматные, рукодельные и чайные, «бобики»…
Столы-«бобики» получили характерное название из-за столешницы, выполненной в форме боба. Они вошли в русский обиход в середине XVIII столетия. Легкие, переносные столы использовались, как правило, на женской половине: за ними дамам в пышных юбках было одинаково удобно заниматься рукоделием, писать письма или пить утренний кофе. Чаще всего «бобики» украшались классическими композициями – корзинами с фруктами или вазами с пышными цветочными букетами.
Среди экспонатов выставки есть и особо ценные – это мемориальные предметы, принадлежавшие некогда родным и близким знакомым А.С. Пушкина. Как, например, стол-«бобик» из имения Гончаровых в Полотняном Заводе. Возможно, в свое время за ним не раз сидела будущая жена А.С. Пушкина, юная Наталья Николаевна. А за круглым столиком из московского дома Ушаковых, где часто бывал поэт в 1826-30 гг., может быть, и сам он пил чай или рисовал дружеские шаржи в альбом сестрам Екатерине и Елизавете…