Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.
Сегодня современная фотография немыслима без Андрея Чежина, как история русского фотоискусства XXI века немыслима без его технически виртуозных концептуальных проектов.
Как и многие другие фотографы так называемой «петербургской школы фотографии», Чежин снимает на пленку, печатает «ручным способом», применяя часто специфические художественные приемы – тонировку, многократную экспозицию, печать с нескольких негативов. Он часто использует безымянные фотоматериалы, вышедшую из употребления бумагу, просроченные эмульсии, получая при этом неожиданные визуальные эффекты. Работы Чежина – заметное явление современной fine art фотографии, балансирующей на грани эстетической или идеологической концепции, и наиболее интересное направление в фотоискусстве конца 1990-х – начала 2000-х годов.
В проекте «Посвящение Руанскому собору» Чежин обращается к творчеству трех известных художников XIX и XX веков. Все они создавали свои шедевры, используя принцип воспроизведения. Безусловно, каждый по-своему. Клод Моне – «производил» свои «тиражные» впечатления (импрессии) не пользуясь фотоаппаратом; Мауриц Корнелис Эшер собирал причудливые мозаики раппортным способом, используя один и тот же элемент композиции. Рой Лихтенштейн и вовсе бесхитростно масштабировал популярные изобразительные мотивы – комиксы, – превратив полиграфический растр в авторский графический элемент.
Фотопроект Чежина исследует тему подлинности и копии, их смысловые уровни, проблематику интерпретаций. Формалистически разрушенные «прямые снимки» (straight photographs), при помощи определенного набора приемов (многослойная печать, использование масок, некомпьютерный монтаж, химические манипуляции) превратились в «картины».