Значительную часть книжного собрания Каргопольского музея составляют рукописи и печатные книги старообрядческого происхождения. Среди старообрядческих рукописей музейного собрания представлены книги, созданные и бытовавшие среди последователей различных течений старообрядчества, распространенных на территории региона, - поморского, филипповского, страннического согласий. Наиболее широко в составе коллекции представлены книги, созданные среди сторонников странничества - одного из наиболее радикальных направлений староверия.
Странники призывали «укрываться» для сохранения веры, избегать всякого общения с представителями господствующей Церкви и власти, не идти ни на какие компромиссы с «миром Антихриста». По данным археографических экспедиций в Каргополе, «едва ли не в каждой деревне по реке Онеге были в прошлом члены этой общины или благожелатели, представлявшие приют и укрытие странствовавшим».
Широкое распространение рукописной книги, созданной староверами-странниками, было связано в первую очередь с тем, что на территории Каргополья располагался духовный центр севернорусского странничества, здесь проживали известные страннические наставники, мастера книгописного дела.
Рукописные книги, созданные и бытовавшие в старообрядческой среде, представляют собой самые разнообразные в типологическом отношении сборники. Большая часть рукописных книг последователей староверия – это сборники богослужебной направленности, предназначение для ведения культовой практики.
В рукописных сборниках каргопольских староверов встречаются традиционные для старообрядческой литературы выписки из сборников морально-нравственной направленности, евангельских текстов, святоотеческих сочинений, произведений старообрядческих авторов, объединенных по тематическому принципу. Так, в одном из рукописных сборников представлены выписки о браке, почерпнутые книжником-составителем из Святого Писания, церковно-канонических книг - Кормчей, Синтагмы Матфея Праведника, постановлений Вселенских соборов, сочинений отцов и учителей церкви - Иоанна Златоуста, Симеона Фессалоникийского, Никона Черногорца, Василия Великого. Неоднократно встречаются мелкие выписки на заданную тему из патериков, Пролога, Четьи-Минеи, Великого Зерцала
Так же в старообрядческих рукописях коллекции музея представлены сборники духовных стихов, которые в основном содержат тексты весьма традиционные для старообрядческой культуры в целом. Писцы-староверы по большей части включают в состав своих сборников стихи эсхатологической тематики, тексты нравоучительной направленности, касающиеся судьбы всего мира и каждого конкретного человека. Среди каргопольских староверов получили распространение стихи, посвященные темам духовной пустыни, уединенного образа жизни, отречения от мирских соблазнов – «Пойду страдать в страну далеку», «Кто бы дал мне, яко птице, два пернатые крыла», «Стих о черноризце», «Умоляла мать родная свое милое дитя …», «С другом я вчера сидел …» и др.
Выставка работает с 27 марта 2014 г. в Музейно-выставочном центре (Архангельская область, г. Каргополь, ул. Ленина, 40)