5 марта – накануне самого нежного весеннего праздника в музее "Русский Левша" открылась выставка маэстро художественной эмали - Ольги Лысенковой. Образы мастера тонкие, почти прозрачные, летящие, легкие и совершенно земные. Эмали О. Лысенковой неоднократно представлялись Международной Гильдией Мастеров на серьезных выставочных площадках - в Петропавловской крепости, в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, в культурно-досуговом Центре Министерства иностранных дел в Москве и каждый выставочный проект является эмоциональным открытием автора, многие годы, являющегося миссионером эмальерного искусства России.
Ольга Мусакова (Шихирева), искусствовед, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея: Современная художественная эмаль, как и все современное искусство, многолика, разнообразна по своим художественным достоинствам, подчас контрастна сложившимся ранее приемам и решениям. «Станковая эмаль» – это одновременно картина и объект. Художник реализует свой замысел в «вечной» технике, не будучи скованным рамками видов и жанров искусства. Такого рода смешение, дисциплинируемое законами ремесла, позволяет достигать самых неожиданных и по-настоящему удивительных в творческом отношении результатов.
Николай Яшманов, заведующий кафедрой художественной обработки металла СПГХПА им. А. Л. Штиглица, профессор: В экспозиции представлены творческие работы Ольги Лысенковой, выбравшей для воплощения своих творческих замыслов сложную технологию – эмалирование металлической поверхности стеклом, окрашенным окислами металлов. Стекло, наплавленное на металл при температуре 800 градусов и выше, становится материалом "вечным", сохраняя всю прелесть первозданного облика на века. Кажется, неподвластно времени изумительное свечение синевы лиможских эмалей̆, не блекнущий пурпур кельтских фабул и неувядающие бутоны на усольских чашах. Рожденный в огне союз двух материалов – металла и стекла – завораживает не только зрителей. Он становится излюбленным материалом для художника. Ремесло эмальера – дело непростое. В нем есть тайна. Каждый раз замирает сердце мастера, когда он достает из печи, светящееся огнем, свое творение. Только с годами накапливается опыт, который позволяет автору программировать на много шагов вперед наслоения эмалевой поверхности, чтобы получить всё богатство цвета, разнообразие фактуры, изысканность графики. Порой приходится делать десятки обжигов и каждый привносит в произведение что-то новое, неповторимое. Соавтором художника в этом созидательном процессе является огонь. Остывая, эмалевая поверхность на века сохраняет творческий замысел, размышления и переживания автора. Изделия из эмали во все времена были дорогими украшениями интерьеров. В средневековых замках они выставлялись в специальных шкафах-дрессуарах. Эмаль неизменная спутница драгоценных металлов и камней. Эмальеры и ювелиры всегда были в одном цехе мастеров. Но горячая эмаль не только прекрасный декоративный материал. С древнейших времен ее используют в изобразительном искусстве. Достаточно вспомнить знаменитые византийские, лиможские или китайские произведения. Прикоснувшись однажды к эмали, художник сохраняет ей верность на всю творческую жизнь. Горячая станковая эмаль – это поистине элитарный и дорогостоящий вид искусства. В этой технике в России работает ограниченный круг художников. Ведущие из них заслуженно пользуются мировой славой.
5,6 и 12,13 апреля – в музее мастер-класс горячей эмали О. Лысенковой. Сделайте сами неповторимую брошь или подвеску к празднику. Участие в мастер-классе платное.
Во время работы выставки вход по билетам музея микроминиатюры. Музей микроминиатюры работает с 11 до 19 без выходных. Тел. для справок – 312 8897, 312-8809 e-mail: www.russian-master.ru