НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Матвей Дoбров (1877-1958). Забытый классик

c 19 марта по 25 мая 2014Москва
М.А. Добров. Скачки. 1935. Бумага, цветной офорт (травленый штрих, акватинта). 51,4 х 39,7; 45,3 х 36,2. Частное собрание
Министерство культуры Российской Федерации

Государственная Третьяковская галерея

Матвей Дoбров (1877-1958). Забытый классик

Открытие с приглашением представителей СМИ - 19 марта в 16.00

Крымский Вал, 10, залы 21-22

Выставка открыта с 20 марта по 25 мая 2014

Художественное наследие Матвея Алексеевича Доброва, мастера гравюры по металлу, стало классикой русской графики первой половины XX века. Московская школа офорта так же неразрывно связана с именем Доброва, как школа ксилографии - с именем Фаворского.

Выставка позволяет зрителю познакомиться с автором одних из самых изящных, технически безупречных гравюр, отличающихся исключительной культурой отношения к форме, линии и цвету. На протяжении жизни Матвей Алексеевич сознательно оставался в стороне от поисков остросовременных выразительных средств и тем, отдавая дань традиции реализма и камерным лирическим мотивам. Поэтому, несмотря на то что с 1910-х годов Добров участвовал во многих выставках художественных объединений, в том числе Московского товарищества художников, общества "Жар-цвет", Товарищества независимых, Московского салона, Ассоциации графиков, объединения "Маковец", во всесоюзных и зарубежных экспозициях 1930-1950-х годов, во второй половине XX века его "тихое искусство" оказалось практически забыто.

В ранних работах Доброва прослеживается увлечение модерном и символизмом, однако главным, наиболее органичным для художника было реалистическое направление, связанное с традициями московской школы.

Творчество Доброва сочетает в себе камерность и лиричность станковой графики с точностью научного рисования. В таком соединении выражается своеобразие мироощущения автора: он воспринимал окружающее одновременно как художник и как естествоиспытатель. Взаимопроникновение искусства и науки определили во многом его творческую биографию.

С юности Матвей Алексеевич Добров интересовался ботаникой, позже он отучился два курса на физико-математическом факультете Московского университета. Художественное образование начал в 1900 году в школе рисования и живописи К.Ф. Юона и О.И. Дудина, затем поступил на отделении живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился с 1901 по 1906 год у К.А. Коровина, В.А. Серова, А.С. Степанова.

Добров увлекся искусством гравюры в детские годы, получив на день рождения в подарок от отца, крупного московского врача и мецената, монографию об офортах Рембрандта. Но осуществить свою мечту стать офортистом ему удалось только в 1908 году в Париже, куда по совету К.Ф. Юона он отправился обучаться гравированию в мастерской известной русской художницы Е.С. Кругликовой. Жизнь Доброва в Париже была наполнена разнообразными занятиями, интересами и впечатлениями: он посещал Академию Ф. Коларосси, где рисовал и гравировал ню с натуры, прослушал курс лекций по египтологии в Лувре, увлекся творчеством Айседоры Дункан.

В начале 1910-х годов в Москве Добров смог организовать собственную мастерскую и заново гравировал свои лучшие парижские офорты, в том числе "Памятник Вольтеру" (1911, ГТГ) и "Фонтан Карпо" (1912, ГТГ). Он также создал ряд новых гравюр, среди которых выполненная по луврским зарисовкам "Египетская статуэтка" (1917, ГТГ) - пример использования художником техники меццо-тинто, популярной в России в XVIII - первой половине XIX века, но затем забытой.

С конца 1910-х Добров обратился к теме национального пейзажа. В 1919 году появляются его первые офорты из серии "Мотивы Подмосковья", над которой он работал до конца жизни. В 1920-е, оставшись без офортного станка, Матвей Алексеевич много рисовал. Прекрасным образцом работы тушью с использованием гусиного и тростникового перьев является серия рисунков, исполненных в 1925 году в Алабино - "Деревья у пруда. Алабино", "Дуб. Алабино" (оба - ГТГ) и другие.

На протяжении всей жизни художника привлекала анималистка. Изображения животных и птиц появлялись в композициях, навеянных впечатлениями от парижского зоопарка (серия "Птицы", 1911-1912, ГТГ, ГМИИ; "Зебры", 1915, ГТГ), в пейзажных этюдах ("Пейзаж с лошадью. Переславль-Залесский", 1927, частное собрание), в серии больших гравюр "Скачки" (1934-1937, ГТГ, частное собрание).

При работе над произведениями на бытовые сюжеты Добров стремился к документальной точности, но созданные им своеобразные "семейные хроники" неизменно окрашены личным отношением к их участникам ("Спящая Соня", 1910, частное собрание; "Отдых", 1928, ГТГ; "Бабушка и внучка",1931, "За шитьем. Калуга", 1936, обе - частное собрание).

В 1934-1936 годах Добров возглавлял Офортную студию им. И.И. Нивинского, где у него появилась возможность создавать большеформатные офорты, ставшие образцами блестящего технического мастерства: "Рыболовы на Москве-реке", "Оленеводческий совхоз" (оба - частное собрание), "Ремонт сельскохозяйственных орудий в колхозе", "Немцы покидают Калугу" (оба - ГТГ).

Помимо художественного творчества Добров реализовывал себя в педагогике: преподавал в разное время в Государственной школе печатного дела при Первой Образцовой типографии, на кафедре рисования для студентов геологов, ботаников и географов в МГУ, в Московском полиграфическом институте. С 1935 года и до конца жизни Матвей Алексеевич руководил мастерской офорта на графическом факультете Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Он стремился увлечь студентов искусством гравюры на металле, хотя понимал, что эта техника не была популярна из-за трудоемкости и сложности работы.

Представленные на выставке работы иллюстрируют весь диапазон тем и сюжетов, все многообразие техник, которыми владел мастер: от карандашного рисунка до экспериментов в технике офорта. В экспозицию включены более 100 произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и из коллекции потомков художника.

www.museum.ru/N52992
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.12.2024  x    ?  


"Елизавета? Проходите". Музей-заповедник "Царское Село" проводит акцию в день рождения императрицы

Книжные памятники Президентской библиотеки: Россия глазами путешественников

Открытие выставки уникальных и редких икон XIV–XVII веков в Псковском музее-заповеднике

История России – история семей. Род Орловых

Выставка о волшебнике Изумрудного города в Музее кино на ВДНХ

Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

Выставочный проект "Россия-Беларусь. Пересечение судеб" в Минске

«Не разнять меня с жизнью». Открытый микрофон ко дню памяти Осипа Мандельштама

Выставка костюмных украшений Тамары Белецкой

«Металлические метаморфозы» в Музее янтаря

Уличная новогодняя выставка "Путешествие по Петербургу"

«100 лет и балет. Ёлка к юбилею музея». Выставка в музее «Пресня»

Выставка Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Выставка подлинных открыток конца XIX - начала XX вв. в Русском музее фотографии

Легендарный жираф-долгожитель Самсон украсил экспозицию Дарвиновского музея

Выставка «PF - Поздравления к Новому году» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Озарения. Детская выставка в Шерметевском дворце

Московский петербуржец (Другой Чарухин)

Выставка «Сказочная ёлка» на ВДНХ

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Новая экспозиция «Защитники южных рубежей России XVI-XVII веков» в Тульском кремле


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru