НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Былых времён свидетели немые. Выставка из собрания редкой книги

c 15 марта по 12 мая 2014Ленинградская область
Былых времён свидетели немые
15 марта 2014 г. в 14 часов выставочном зале музея-заповедника «Старая Ладога» состоится открытие выставки редкой книги из собрания музея.

Формирование фонда редкой книги в Староладожском музее-заповеднике первоначально происходило спонтанно – сотрудники музея собирали всё, с надеждой «авось пригодится». Позже стали пополнять коллекцию книг целенаправленно, с учётом новых музейных экспозиций и выставочной деятельности. Так в собрании музея появились старопечатные церковные книги, книги старообрядческие, в том числе рукописные.

Хронологические границы собрания редких книг ограничены XVII - XX веками.

Имеются в собрании редкие книги и на иностранных языках, книги по агрономии, ведению сельского хозяйства, строительству, учебники.

На выставке представлены старопечатные церковные и старообрядческие книги, включая рукописные.

Церковные реформы патриарха Никона в середине XVII в., начавшиеся с великой книжной справы по греческим текстам, привели к яркому несогласию значительной части русского народа, борющегося за сохранение особенностей русской веры, культуры и духовности. Общество раскололось, что привело к расколу русской православной культуры, развивающейся в течение 600 с лишним лет как единое целое.

На протяжении XVII - XVIII вв. в России появилось значительное количество книжных центров. Печатались церковные книги в Москве, Гродно, Супрасле (типография Супрасльского Благовещенского монастыря Белостокского воеводства в Польше), Вильно (Вильнюсе), Почаеве, Стародубе.

Старообрядческие книжные центры находились в Соловецком, Выгском монастырях, Москве (типография Рогожского старообрядческого кладбища, типография Рябушинского), Почаеве, Стародубе, на Урале, во Львове.

Гонения на старообрядцев и запреты на издание старообрядческих книг в конце XVII - перв. трети XVIII вв. на территории России стали причиной расцвета рукописной старообрядческой книги. Одним из центров рукописной старообрядческой книги явились Гуслицы (ныне южная часть Орехово-Зуевского района Московской области). Здесь создавались певческие крюковые книги (крюки – знаки безлинейной музыкальной нотации): Октоихи, Ирмологии, Триоди, Обиходы, Прологи, Праздники.

После объявления в 1905 году в России свободы вероисповедования стали открываться и старообрядческие типографии в Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Саратове, Рязани, Твери, Перми и др. городах.

Книги делились на две основные группы: религиозного содержания, в том числе богослужебные и светские (Четьи книги), причём преобладала первая группа. Это различные Минеи (собрание служб в календарном порядке на весь год); Триоди (собрание служб, расположенных не в календарной последовательности, а по «пасхальному» циклу: постная Триодь, содержащая песнопения преимущественно на дни Великого поста и предшествующего ему периода, и, наконец, «цветная» Триодь – песнопения Пасхи и последующих за ней девяти недель); Часословы (сборники псалмов и молитв, предназначенных для чтецов и певцов на клиросе, содержат порядок всех повседневных служб, кроме литургии); Служебники (сборники, содержащие тексты церковных служб каждого дня, святцы и наставления по ведению богослужения).

Книжные мастера не скупились на украшение книг, которые богаты заставками, инициалами, концовками. Тексты печатались в две краски. Основной цвет - чёрный (чернила), а вспомогательный - красный (киноварь). Важнейший элемент украшения – это заставки. Они разделяли текст на главы зрительно. Количество их зависело от богатства самой книги или рукописи. В начале книги рисовалась большая на всю страницу заставка-рамка, а последующие главы начинались с новой страницы. Также книги украшались инициалами. Они, как и заставки выполняли двойную роль - разделяли текст и украшали книгу. Высота, характерная для инициалов – 3-5 строк текста. Особую прелесть придавали орнаменты с тонкими растительными завитками, листьями чертополоха и другими растениями. Большое внимание уделялось переплётам. Основой переплёта служили хорошо высушенные и обработанные доски, которые надёжно крепились к блоку и покрывались кожей домашних животных, с медными фигурными застёжками. Также применялось басмение (узор, выдавленный на обрезе книги). Некоторые книги украшались гравюрами пророков, евангелистов.

Книги печатались на добротной бумаге, типа пергамента, привозимой в Россию из Голландии, Италии или Германии. На многих листах имеются водяные знаки, с гербами городов, производивших бумагу.

Библия (Ветхий и Новый заветы), Псалтырь (Книга псалмов), Пятикнижие, Книга пророков, Евангелие – имели широкое хождение в народе.

Певческие рукописные книги – Кондакари, Стихирари, Ирмологии, Октоихи – текст которых часто сопровождался специальными знаками музыкального письма – знаменами или крюками. Крюковая нотация во вт. пол. XVII в. была вытеснена нотолинейной и сохранилась лишь в старообрядческой среде.

Титульного листа русская рукописная книга не знала. Его роль выполнял колофон (завершение), или послесловие, содержащее название книги, сведения об авторе, имени заказчика, переписчика, место и время переписки и т.д. Текст рукописной книги писался кириллицей, слитно, в одну непрерывную строку, буквами одного размера, Использовалась буквенная система обозначения чисел, но уже в XVIII в. вводилась цифровая.

В первые годы Советской власти в период жесточайшего давления государства на церковь, в том числе и старообрядцев, книжно-рукописная традиция продолжалась благодаря усилиям наиболее стойких «ревнителей старины». Из-за отсутствия бумаги, необходимой полиграфической базы, в условиях гражданской войны и разрухи страна имела ограниченные возможности печатать книги типографским способом.

Выставка работает до 12 мая 2014 г.

www.museum.ru/N52835
Ваше мнение »»

»»Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
Адрес:Ленинградская область, Волховский р-н, пос. Старая Ладога, Волховский пр., 19
Проезд:См. здесь
Телефоны:(813) 634-90-70
сайт:ladogamuseum.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.02.2020  x    ?  


Выставка «Живое слово мудрости духовной»

"Чтобы искупить смиренно и глубоко..."

Выставка «Герои России, какими их не видел никто»

Что читала Екатерина II для души? Комнатная библиотека Екатерины II: опыт реконструкции

Выставка «Репин. Наследие. Ученики» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Натюрморт из собрания Переславского музея-заповедника

Выставка «Как прекрасен микромир!» в Музее природы г. Владимира

Магия ритма. Борис Мессерер. Живопись. Графика

Выставка «Война в Заполярье. 1941-1945»

Масленица в усадьбе В.И. Сурикова

Выставка "Английский романтик 18 века Джордж Морленд"

"Балагурники" и "Конницы", сказочные и иные лубки

Выставка "Сказки Пушкина" в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево»

4-я выставка в рамках проекта «Помнить. Нельзя забыть» в Саратовском областном музее краеведения

Выставка «Солнце Севера» в Мурманском областном художественном музее

Мир под нашими ногами

Выставка Анатолия Легостаева "Плоды просвещения" в Художественном музее имени Ф.А. Коваленко

«Ангел мой, иди со мной…». Выставка произведений Елены Мухиной в РАХ

Выставка «Стекла связующая нить» в Музее хрусталя им. Мальцовых

Открытие нового семестра в Школе наследия

Выставочный проект «Карелия глазами художников» в Музее художественной культуры Новгородской земли

"Десять тихих+" на Большой Морской

Юбилейная выставка Общественной организации художников "Талант"

Выставка «Янтарная комната и другие проекты. Тайны реставрации» в Москве

Скульптор Александр Рукавишников

Выставка живописи Виктора Отиева в галерее "Голубая Гостиная"

Выставка самодеятельного художника Марины Вяткиной в Каргополе

Оружие Великой Победы на выставке в Музее артиллерии

Выставка «Великий Миша» в Челябинском музее изобразительных искусств

«Вечера на Волге». Живопись Владимира Мизинова из собрания Елены Тальянской и Георгия Смирнова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru