НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Былых времён свидетели немые. Выставка из собрания редкой книги

c 15 марта по 12 мая 2014Ленинградская область
Былых времён свидетели немые
15 марта 2014 г. в 14 часов выставочном зале музея-заповедника «Старая Ладога» состоится открытие выставки редкой книги из собрания музея.

Формирование фонда редкой книги в Староладожском музее-заповеднике первоначально происходило спонтанно – сотрудники музея собирали всё, с надеждой «авось пригодится». Позже стали пополнять коллекцию книг целенаправленно, с учётом новых музейных экспозиций и выставочной деятельности. Так в собрании музея появились старопечатные церковные книги, книги старообрядческие, в том числе рукописные.

Хронологические границы собрания редких книг ограничены XVII - XX веками.

Имеются в собрании редкие книги и на иностранных языках, книги по агрономии, ведению сельского хозяйства, строительству, учебники.

На выставке представлены старопечатные церковные и старообрядческие книги, включая рукописные.

Церковные реформы патриарха Никона в середине XVII в., начавшиеся с великой книжной справы по греческим текстам, привели к яркому несогласию значительной части русского народа, борющегося за сохранение особенностей русской веры, культуры и духовности. Общество раскололось, что привело к расколу русской православной культуры, развивающейся в течение 600 с лишним лет как единое целое.

На протяжении XVII - XVIII вв. в России появилось значительное количество книжных центров. Печатались церковные книги в Москве, Гродно, Супрасле (типография Супрасльского Благовещенского монастыря Белостокского воеводства в Польше), Вильно (Вильнюсе), Почаеве, Стародубе.

Старообрядческие книжные центры находились в Соловецком, Выгском монастырях, Москве (типография Рогожского старообрядческого кладбища, типография Рябушинского), Почаеве, Стародубе, на Урале, во Львове.

Гонения на старообрядцев и запреты на издание старообрядческих книг в конце XVII - перв. трети XVIII вв. на территории России стали причиной расцвета рукописной старообрядческой книги. Одним из центров рукописной старообрядческой книги явились Гуслицы (ныне южная часть Орехово-Зуевского района Московской области). Здесь создавались певческие крюковые книги (крюки – знаки безлинейной музыкальной нотации): Октоихи, Ирмологии, Триоди, Обиходы, Прологи, Праздники.

После объявления в 1905 году в России свободы вероисповедования стали открываться и старообрядческие типографии в Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Саратове, Рязани, Твери, Перми и др. городах.

Книги делились на две основные группы: религиозного содержания, в том числе богослужебные и светские (Четьи книги), причём преобладала первая группа. Это различные Минеи (собрание служб в календарном порядке на весь год); Триоди (собрание служб, расположенных не в календарной последовательности, а по «пасхальному» циклу: постная Триодь, содержащая песнопения преимущественно на дни Великого поста и предшествующего ему периода, и, наконец, «цветная» Триодь – песнопения Пасхи и последующих за ней девяти недель); Часословы (сборники псалмов и молитв, предназначенных для чтецов и певцов на клиросе, содержат порядок всех повседневных служб, кроме литургии); Служебники (сборники, содержащие тексты церковных служб каждого дня, святцы и наставления по ведению богослужения).

Книжные мастера не скупились на украшение книг, которые богаты заставками, инициалами, концовками. Тексты печатались в две краски. Основной цвет - чёрный (чернила), а вспомогательный - красный (киноварь). Важнейший элемент украшения – это заставки. Они разделяли текст на главы зрительно. Количество их зависело от богатства самой книги или рукописи. В начале книги рисовалась большая на всю страницу заставка-рамка, а последующие главы начинались с новой страницы. Также книги украшались инициалами. Они, как и заставки выполняли двойную роль - разделяли текст и украшали книгу. Высота, характерная для инициалов – 3-5 строк текста. Особую прелесть придавали орнаменты с тонкими растительными завитками, листьями чертополоха и другими растениями. Большое внимание уделялось переплётам. Основой переплёта служили хорошо высушенные и обработанные доски, которые надёжно крепились к блоку и покрывались кожей домашних животных, с медными фигурными застёжками. Также применялось басмение (узор, выдавленный на обрезе книги). Некоторые книги украшались гравюрами пророков, евангелистов.

Книги печатались на добротной бумаге, типа пергамента, привозимой в Россию из Голландии, Италии или Германии. На многих листах имеются водяные знаки, с гербами городов, производивших бумагу.

Библия (Ветхий и Новый заветы), Псалтырь (Книга псалмов), Пятикнижие, Книга пророков, Евангелие – имели широкое хождение в народе.

Певческие рукописные книги – Кондакари, Стихирари, Ирмологии, Октоихи – текст которых часто сопровождался специальными знаками музыкального письма – знаменами или крюками. Крюковая нотация во вт. пол. XVII в. была вытеснена нотолинейной и сохранилась лишь в старообрядческой среде.

Титульного листа русская рукописная книга не знала. Его роль выполнял колофон (завершение), или послесловие, содержащее название книги, сведения об авторе, имени заказчика, переписчика, место и время переписки и т.д. Текст рукописной книги писался кириллицей, слитно, в одну непрерывную строку, буквами одного размера, Использовалась буквенная система обозначения чисел, но уже в XVIII в. вводилась цифровая.

В первые годы Советской власти в период жесточайшего давления государства на церковь, в том числе и старообрядцев, книжно-рукописная традиция продолжалась благодаря усилиям наиболее стойких «ревнителей старины». Из-за отсутствия бумаги, необходимой полиграфической базы, в условиях гражданской войны и разрухи страна имела ограниченные возможности печатать книги типографским способом.

Выставка работает до 12 мая 2014 г.

www.museum.ru/N52835
Ваше мнение »»

»»Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
Адрес:Ленинградская область, Волховский р-н, пос. Старая Ладога, Волховский пр., 19
Проезд:См. здесь
Телефоны:(813) 634-90-70
сайт:ladogamuseum.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru