Переплет, служивший для скрепления и сохранности листов из разных материалов, с древних времен являлся главным элементов художественного оформления книги. Для обтягивания переплетных крышек использовались самые разнообразные сорта кожи: пергамент, марокен, сафьян, замша, велюр, зачастую раскрашенные в различные цвета. С развитием книжной торговли в Средние века, еще большее внимание стало уделяться внешнему облику книг. На переплетах посредством тиснения или вырезания рисунков на коже стали изображать сюжетные картинки, человеческие фигуры, растительный и декоративный орнамент. Особой роскошью отличались оклады богослужебных книг, подарочные и владельческие переплеты. Для их украшения применяли бисер, слоновую кость, драгоценные камни, золото, серебро и многоцветную эмаль.
В эпоху Возрождения для оформления книг, в зависимости от их содержания и предназначения, использовался целый арсенал способов и приемов: блинтовое (бескрасочное) и золотое тиснение, нанесенное на кожу с помощью нагретых металлических штампов; инкрустация (сочетание кож разного цвета для создания узора); шрифтовые надписи. Новацией в переплетном искусстве этого времени стало использование картона в качестве переплетных крышек, декорирование, раскраска в желтые, зеленые и красные цвета и золочение обреза, на который выносилось название книги.
К XVII веку заглавие и орнаментальное тиснение начали размещать на верхней крышке и корешке. В этот период деревянные крышки переплета сменились на картонные.
Переплетное искусство, имевшее свои традиции оформления в разных странах Востока и Запада, заимствовалось и постоянно видоизменялось. Законодательницей модных стилей в XVII-XVIII века стала Франция, где появились стили: «а ля фанфар», «семе», «пуантиль», позже распространившиеся по всей Европе. Французские книги, отличавшиеся красивым и гармоничным расположением украшений, стали эталоном оформительского искусства.
Представленные на выставке редкие отечественные и зарубежные издания из музейной библиотеки показывают искусство переплета во всем многообразии форм, техник, материалов и стилей книжного оформления разных эпох. Самая ранняя из книг экспозиции – «Евангелие» 1637 года – классический пример внешнего оформления древнерусской книги. Деревянные крышки переплета, обтянутые коричневым бархатом, снабжены металлическими накладками, служащими для ее сохранности и украшения. Прочный металлический оклад с застежками, рельефным узором, стразами и живописными накладками с изображениями Распятия и Евангелистов сохраняет «Священное Евангелие» 1896 года.
Изящные томики сочинений французского философа Ж.Ж. Руссо, выпущенные в Женеве в 1782 году, и рижское издание «Российские преобразования при Екатерине II» 1769 года – пример утонченного вкуса XVIII века. Подобные книги с тисненым золотым орнаментом в эпоху Просвещения называли «красивыми мыслями в кожаном переплете».
В XIX веке чаще стали использовать искусственную кожу, что позволило изготавливать дешевые, прочные и красивые разноцветные переплеты. На выставке можно увидеть книги в коленкоровых переплетах, выпущенные в Штутгарте, Лейпциге, Женеве и Париже. Это иллюстрированные издания: «Египет в иллюстрациях и описаниях» в коленкоровом коричневом переплете с инкрустацией голубыми стразами, золотыми накладками и «Азиатская Россия» с разноцветным и золотым тисненым восточным орнаментом, напоминающим узоры на коврах.
Книги этого периода оформлялись также в составные полукожаные переплеты, углы и корешки которых были обтянуты кожей. Крышки оклеены пестрой бумагой ручной выделки с рисунком «под мрамор», «павлинье перо» или «птичий глаз». Эта бумага широко использовалась в XVIII веке для украшения форзацев.
Дорогостоящие материалы и украшения, применявшиеся для переплетов фабричного и ручного производства, использовались и для подарочных изданий. Общий стиль оформления книг, украшенных золотым и цветным художественным тиснением характерен для российских изданий рубежа XIX-XX веков: «Русские художники» (1894), «Одиссея Гомера» (1911), выпущенных издательствами А.Ф. Девриена, А.С. Суворина, Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг.
Одно из лучших изданий знаменитого типографа М.О. Вольфа – «Библия» 1878 года, украшенная гравюрами французского художника Г. Доре. Эта книга в кожаном красном переплете с золотым орнаментальным тиснением в византийском стиле и золоченым обрезом была выпущена малым тиражом и сразу же стала библиографической редкостью.
Среди экспонатов этого же периода книги знаменитого парижского издательства «Ашетт», с 1826 года до настоящего времени выпустившего огромное количество роскошных изданий различного формата. Орнамент на переплетах «Книги Иосифа» 1878 года и «Детские портреты» 1901 года отражает содержание книг.
Гордостью музейной библиотеки являются подарочные издания о коллекции эмалей А.В. Звенигородского. Написанная профессором Н.П. Кондаковым «История и памятники византийской эмали» (1892) в переплете, изготовленном в Лейпциге фирмой «Гюбель и Денк», а также труды русского искусствоведа В. Стасова и немецкого ученого книги Ф. Бока, посвященные самой книге, оформлены в одном стиле с использованием дорогостоящих материалов. Все три книги, одетые в роскошные издательские составные переплеты из шагреневой и искусственной кожи, парчи, золота и украшенные тисненым орнаментом в византийском стиле представляют собой настоящие шедевры переплетного искусства.
Известно, что красиво оформленная книга с давних пор была предметом коллекционирования. Большая часть книг, представленных на выставке, ранее принадлежала П.М. Мальцеву, балаковскому купцу и настоящему ценителю старинных книг. На выставке можно также увидеть издания во владельческих переплетах из личных библиотек князя А. Шаховского, дочери саратовского губернатора С.А. Панчулидзевой, московского коллекционера Н.И. Носова, о чем свидетельствуют штампы и подписи на страницах книг, и суперэкслибрисы, расположенные на переплетных крышках и корешках. Интерес представляют книги, подаренные библиотеке основателем музея А.П. Боголюбовым, с его дарственными надписями. На переплетах некоторых из них имеется золотое тиснение: «РМ» - Радищевский музей.
На музейных экземплярах также вытеснены имена западных переплетчиков: Монье, Ленегра, Кирхнера, Энгеля и многих других. Подписные переплеты наряду с книжными знаками представляют огромную ценность для исследователей и современных библиофилов.
Старинные переплеты, отразившие культуру и вкусы своей эпохи, сохранив для нас редкие книги, продолжают удивлять изяществом, красотой и мастерством исполнения.
Автор: Фёдорова Наталья Васильевна