28 февраля 2014 г. в Большом дворце открывается выставка фарфора «Мечта о саде. Фарфор Владимира Яснецова». Перед зрителями предстанут более 200 работ (фарфор и графика) ведущего художника Дулевского фарфорового завода Владимира Климентьевича Яснецова (1926–2005), с творчеством которого связан расцвет завода в 70–80-е гг. прошлого века. «Царицыно» представит музейную коллекцию, состоящую из лучших произведений мастера.
Выставка в «Царицыно» обозначила возрождающийся в обществе интерес к декоративно-прикладному искусству второй половины прошлого века, когда молодые художники того времени, впитавшие старые традиции, стремились сказать свое слово не только в отечественном, но в мировом искусстве.
Примечательна биография Владимира Климентьевича Яснецова, художника-самородка. Он пришел на Дулевский фарфоровый завод в 1950 г. в возрасте 24 лет, отслужив семь лет в армии на Дальнем Востоке, из них два года участвовал в войне с Японией. Именно здесь Яснецов познакомился с графикой китайского художника Ци Байши, виртуоза жанра живописи «цветы-птицы» и «травы-насекомые». Лаконичность и изысканность письма произвели на будущего мастера неизгладимое впечатление.
На Дулевском фарфоровом заводе Яснецов, не имевший специального художественного образования, прошел путь от ученика до одного из ведущих художников Дулева. Благодаря участию в международных выставках (Всемирная выставка, Брюссель, 1958 г.; Международная выставка керамики, Остенде, Бельгия, 1959 г.) молодой художник получил признание и уверенность в правильности выбранного пути.
1970-е гг. стали началом расцвета творчества Яснецова и утверждения его особенного стиля росписи по фарфору. «Яснецовский стиль» отличается свободой и экспрессивностью письма, мажорностью настроения и ощущением радости бытия.
Природа стала главным источником творчества мастера. Запечатлеть в фарфоре ее красоту было главной целью Яснецова. «Хочу писать так, чтобы радовало глаз, чтобы через цветы, ветки, деревья – а куда денешься от березки, сосны, ели, пиона – она помнилась мне не в увядающем виде, а процветающем», – говорил художник. Основные мотивы его работ (пейзаж и цветы) продиктовали построение выставки в «Царицыно». В первом зале будет собран фарфор с пейзажными росписями, во втором – ягодами, цветами, розами-агашками, традиционными для дореволюционного Кузнецовского завода и возрожденного в 1960-е гг. в лабораториях его преемника, Дулевского завода.
Представленные на выставке графические листы: эскизы, наброски к будущим росписям и самостоятельные произведения «Калина над прудом», «Сирень», «Калиновый вечер», «Черноплодная рябина» – открывают еще одну грань таланта мастера. Выполненные в смешанной технике, они поражают легкостью, виртуозностью исполнения.
Произведения В.К.Яснецова были популярны и востребованы в советскую эпоху, они многократно тиражировались. Его эскизы и теперь используются на Дулевском заводе в росписи фарфора.
Выставка работ В.К. Яснецова будет представлена зрителям и как дизайнерский и мультимедийный проект. Экспозиция построена как вхождение в мир, олицетворяющий творческую лабораторию художника. Первый зал встретит зрителей видео-инсталляцией: на белом поле дизайнерской конструкции возникнет морозное окно деревенского дома, за которым сменятся подмосковные пейзажи, зимние, весенние, летние… Это живописные работы мастера, любезно предоставленные для мультимедиа-проекта сыном художника – Юрием Яснецовым. Во втором зале расположится маленький «кинотеатр», стены которого будут трансформированы в экспозиционные витрины.