«Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь…»
А. С. Пушкин. Поэт и толпа. 1829
Тематическая выставка «Керамика в псковских традициях и современном искусстве» является партнерским проектом Пушкинского Заповедника, Мастерской авторской керамики (г. Псков), Пушкиногорской детской школы искусств им. С. С. Гейченко, и художника-керамиста, лауреата премии Правительства РФ «Душа России» в 2009 году Ю. А. Пересада. Экспозиция, основанная на предметах фондовой коллекции Пушкинского Заповедника, а также экспонатах, предоставленных партнерами выставки, знакомит посетителей с историей гончарного промысла Псковской области от средних веков до образцов ХХ1 века, рассказывает о разнообразии типов керамической продукции, особенностях изготовления и применения керамики.
По данным археологических раскопок древний псковский город Воронич, который А. С. Пушкин обозначил на титульном листе рукописи трагедии «Борис Годунов» («…писано бысть Алексашкою Пушкиным… на городище Ворониче»), был некогда богатым оборонительным, торгово-ремесленным и духовным центром округи. На выставке зрителю представлены артефакты, обнаруженные археологическими экспедициями Государственного Эрмитажа в 1971 году и археологического клуба ПМЦ «Лигово» в 2011 - 2012 гг. на территории городища Воронич и Савкиной горки: глиняные горшки, изразцы, фрагменты столовых сервизов, осветительных приборов. Визуальный образ мест исторических поселений представляют живописные работы «Савкина горка» Н. В. Бурковского (1909 - 1994), «Савкина горка» В. Д. Иванова (г.р. 1954), «Тригорское. Река Сороть» В. Е. Попкова (1932 - 1974), «Савкина горка» А. Б. Батурина (1914 - 2003), «Городище Воронич» Е. А. Кошевой (1956 - 2012).
Понятие «керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Естественно, в собрании усадебного музея пушкинской поры преобладают предметы XIX века, представляющие эстетизированный быт дворянской усадьбы: чайные пары, тарелки, сервизы, вазы из тончайшего фарфора.
Музейная коллекция бытовых изделий ХIХ - начала ХХ вв. довольно многообразна – объемные массивные корчаги, горшки-двойнята, чашки, бутыли с узким горлом и ручками, кувшины, горлачи, миски, водолеи, молочники и детские игрушки. Местные мастера выпускали посуду матовую, либо покрытую однотонной поливой коричневого, желтого или зеленого цвета. На Псковщине получила распространение муравлёная (с зеленой поливой) керамика. Она шла на изготовление домашней посуды, черепицы, применяемой для покрытия куполов православных храмов, простой облицовочной плитки, а затем и изразцов с узорами. Повсеместно встречалась чернолощеная посуда. Традиционно изделия покрывались бесцветными глазурями и расписывались цветными красками – ангобами. Часто изделия расписывались белым ангобом либо с подкраской цветной глазурью. Разнообразие типов и техник изготовления керамической продукции представлено в подразделах: матовая посуда, посуда с однотонной поливой, посуда расписанная цветными глиняными красками – ангобами, псковская игрушка, изразцовая керамика.
Обилие глиняной посуды - горшков, мисок, кринок, рукомоев, кувшинов – напоминает гончарный развал на Святогорской ярмарке, где посуду продавали на сотни. Проживая в Михайловском, А. С. Пушкин не раз посещал ярмарки, которые устраивались у стен Святогорского монастыря. Согласно свидетельствам, здесь шла бойкая торговля изделиями гончаров: посудой и игрушками. Наблюдения за жизнью крестьян Александр Сергеевич отразил во многих своих произведениях. Слово «глиняный» встречается в творчестве А. С. Пушкина 13 раз, горшок он упоминает 12 раз, кувшин - 14, чашку - 31; встречается в его произведениях также слово «фарфор». Атмосфера Святогорской ярмарки передается в работах М. М. Гохштейна (1871 – 1942) «Ярмарка у Святогорского монастыря» и Н. И. Шестопалова (1875 - 1954) «Ярмарка в Святогорском монастыре».
С ХVII века интерьеры зданий украшались красивыми изразцовыми печами, что обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру. В условиях домашних мастерских псковский гончарный промысел просуществовал до середины 30-х годов ХХ века, когда появились промышленные предприятия. Одно из таких предприятий открылось в поселке Пушкинские Горы, а улица, на которой оно располагалось, была названа Гончарной. В Пушкиногорском районе перед Великой Отечественной войной функционировало несколько кустарных предприятий, работающих на местном сырье – глине. Традиции старых мастеров, а также своеобразие современных техник изучаются сегодня в Детской школе искусств, носящей имя С. С. Гейченко. На выставке молодые художники представили свои жанровые работы, а также мелкую пластику, рисунки и наградные дипломы.
Во второй половине ХХ века керамические изделия вышли за рамки утилитарного значения, бытового и хозяйственного пользования, а стали предметом декора и художественного творчества, используются для украшения интерьера, одежды, представляются на художественных выставках. Последнюю треть ХХ и начало ХХI века можно назвать периодом творческого эксперимента в керамике, временем проявления ярких индивидуальностей художников-керамистов. Сегодня в керамике отражаются все направления современного искусства – поп-арт, гиперреализм, концептуализм, инсталляция. Произведения мастеров отличает глубина и выразительность художественного образа, чувственная романтичность и философское отношение к миру, усиление декоративных качеств материала посредством фактуры и цвета.
На рубеже ХХ - ХХI веков коллекция музея пополнилась авторскими предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными в разных стилях и техниках, но все они связаны с именем Пушкина, иллюстрацией его произведений, сохранением памяти о поэте и местах, где он «провел изгнанником два года незаметных». Это рельефные архитектурные композиции, объемные стенные тарелки, пластины, плакетки, фарфоровые куклы, малые архитектурные формы. На выставке представлены работы художников-керамистов: Ольги Валерьевны Муратовой (г.р. 1964), Ольги Борисовны Тихоновой (г. р. 1955), Арины Юрьевны Даур (г.р. 1958).
Народный художник Российской Федерации Ревекка Моисеевна Цузмер (1918 – 2009) была в числе первооткрывателей художественных достоинств шамота – грубой каменной массы, которую она обратила в одухотворенные формы – пласты, блюда, рельефы. Собранию музея-заповедника принадлежат две композиции Р. М. Цузмер: «Осень в Михайловском» и «Памяти поэта», в которых сливаются признаки скульптуры, живописи, графики и театральной декорации.
Красота живописи и тонкий смысл сочетаются в произведениях художника Леонида Алексеевича Соколова (1945 – 2010). Расписанные в сине-фиолетовой и темно-зеленой гамме объемные стенные тарелки, пластины и плакетки с изображением видов Михайловского, Петровского, Тригорского и Святогорского монастыря дают возможность соприкоснуться с неповторимым художественным миром, который вобрал в себя многие прекрасные традиции русского искусства. Огромный опыт сделал художника виртуозом сложнейшей техники; он послойно расписывал работы, проводя их через четыре-пять обжигов.
Современная псковская керамика изготавливается на малых предприятиях художественной промышленности и в авторских мастерских. Гончарные изделия Псковщины привлекают своей сочностью пластики и убедительной основательностью каждого предмета. Мастера пытаются восстанавливать былые традиции и сохранить собственный уникальный псковский стиль продукции. В 2004 году на базе цеха художественного фаянса завода «Тиконд» были основаны «Мастерские авторской керамики». Основная продукция предприятия – майолика бытового и декоративного назначения, мелкая пластика и сувениры. Главный художник мастерских – Галина Васильевна Драчева (г.р. 1956), член Союза художников России с 1982 года, разработала технику «процарапки» и сквозной резьбы по сырой глине.
Гончара Юрия Алексеевича Пересаду (г.р. 1971) с уверенностью можно отнести к плеяде художников-классиков декоративно-прикладного искусства. Керамика Ю. Пересады – это уникальный стиль, смешение глубоко народного и одновременно авторского видения. Гончарная посуда мастера удивительно современна при сохранении традиций народной керамики, технология изготовления – обжиг в молоке с последующим лощением.
Видеосюжет Н. А. Алексеева и Д. М. Виноградова о работе Мастерской авторской керамики раскрывает секреты изготовления керамических изделий на гончарном круге, как это было в стародавние времена, и рассказывает о работе мастера на современном производстве.