Анна Голубкина. К 150-летию со дня рождения
Пресс-показ состоится 23 января в 14.00
Лаврушинский переулок, 10, залы 46-48
24 января - 30 марта 2014
К юбилею Анны Семёновны Голубкиной (1864-1927), первой русской женщины-скульптора, творчество которой стало символом расцвета пластического искусства России первой трети XX века, Третьяковская галерея открывает расширенную экспозицию ее произведений. Работы мастера, традиционно представленные в залах в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, будут дополнены экспонатами из фондов Галереи и одного из ее научных отделов - Музея-мастерской А.С. Голубкиной.
Экспозиция А.С. Голубкиной в Лаврушинском переулке является логичным продолжением залов скульптуры и живописи эпохи Серебряного века. Произведения мастера демонстрируются в диалоге с полотнами П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, М.С. Сарьяна и В.Э. Борисова-Мусатова, с которыми она неоднократно участвовала в выставках. Такое сопоставление произведений подчеркивает близость художественных поисков скульпторов и живописцев этого периода.
В своем творчестве Анна Голубкина руководствовалась идеей подвижнического служения искусству: "нужно все забыть, все отдать". Приехав в Москву из Зарайска, она начала профессиональное образование в возрасте 25 лет в Классах изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста, продолжила обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Императорской Академии художеств в Петербурге. Но методика преподавания академической школы не совпадала с ожиданиями Голубкиной.
Стремление оказаться в центре художественной жизни Европы побудило ее совершить несколько поездок в Париж. Здесь она познакомилась с Огюстом Роденом (1840-1917) и посещала его мастерскую в 1896-1897 годах. Общение со знаменитым скульптором и его советы помогли Голубкиной осознать собственный путь в искусстве: "Вы,… лучший из художников,… дали мне возможность быть свободной…" Пересечения творчества этих мастеров рассматривались на выставке "Встреча через столетие: Роден. Голубкина. Клодель" в Третьяковской галерее в 2004 году.
От Родена Голубкина восприняла принципы построения художественной формы, научилась свойственному ему методу активной разработки поверхности и светотеневой моделировки, что привело ее к импрессионизму в скульптуре. Подробно этот период ее творчества представлен в обновленной экспозиции Музея-мастерской А.С. Голубкиной. Интерес к символизму проявился в ее искусстве метафоричностью, вниманием к непроявленным формам, обращением к пантеистическим мотивам. Пройдя через увлечение другими стилевыми направлениями, Голубкина вернулась к импрессионизму в своих последних больших работах - "Березка" и "Портрет Л.Н. Толстого" (обе - 1927, бронза).
В экспозицию вошло около 35 скульптур. Первый зал встречает посетителей одним из самых значительных произведений Голубкиной в дереве - каминной парой кариатид (1911). Выбирая этот материал, скульптор переходит от античного мотива к праисторическому, меняя семантику образа.
Идея внутреннего напряжения, прочитываемая в фигурных композициях, также стала основной темой портретов Голубкиной. В центральном зале экспозиции собраны образы философов и писателей Серебряного века: В.И. Иванова, В.Ф. Эрна, А.Н. Толстого. Произведения показывают интерес автора к изображению индивидуальных "пропорций духа", сокровенных движений души. Стремительная, внутренне подвижная натура поэта А. Белого (1907, гипс) выражена столь же динамичной пластической формой с активной выразительной фактурой поверхности. Иначе решен портрет писателя А.М. Ремизова (1911, дерево): в его чертах скульптор передала душевный надлом, драму. Закругленное движение складок широкой одежды как будто стремится укрыть и приглушить внутренний разлад.
Темой третьего зала экспозиции стал круг жизни, движение времени. Ее центром является недавно отреставрированная скульптура "Старость" (1898, тонированный гипс), впервые демонстрировавшаяся на Весеннем салоне в Париже в 1899. Нежный образ ребенка в работе "Девочка. Манька" (после 1904, мрамор, гипс) возникает из необработанного блока рубленого мрамора. В бюсте "Старая" (1908, тонированный мрамор), пользуясь стилизацией "под Египет", Голубкина трактует камень как косную материю, заключающую в себе не только старое лицо, но саму человеческую жизнь. В вазе "Туман", по определению самой Голубкиной, раскрывается тема четырех возрастов. Сравнение вариантов в гипсе (1899) и мраморе (около 1908) позволяет наблюдать, как мастер работает с разным материалом для достижения поставленных художественных задач.
Искусство Голубкиной, которое, как отмечала прижизненная критика, "обрело почти портретное сходство с эпохой", было высоко оценено уже в начале XX века. В 1914 в Музее изящных искусств в Москве (ныне - ГМИИ им. А.С Пушкина) ее работы составили первую в истории России монографическую выставку скульптуры. Именно с произведений Голубкиной в Третьяковской галерее с середины 1900-х годов началось систематическое собирание коллекции современной скульптуры.
Расширенная экспозиция в залах Галереи в Лаврушинском переулке станет частью программы празднования юбилея скульптора. 28 января, в день рождения Голубкиной, состоится торжественное открытие выставки в ее Доме-музее в Зарайске, в церемонии примут участие научные сотрудники Третьяковской галереи. В Музее-мастерской А.С. Голубкиной в Большом Лёвшинском переулке подготовлена новая экспозиция. 5 февраля в Третьяковской галерее состоится круглый стол, посвященный творчеству Голубкиной.