НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Анна Голубкина. К 150-летию со дня рождения

c 23 января по 30 марта 2014Москва
Ваза «Туман». Около 1908. Мрамор
Анна Голубкина. К 150-летию со дня рождения

Пресс-показ состоится 23 января в 14.00

Лаврушинский переулок, 10, залы 46-48

24 января - 30 марта 2014

К юбилею Анны Семёновны Голубкиной (1864-1927), первой русской женщины-скульптора, творчество которой стало символом расцвета пластического искусства России первой трети XX века, Третьяковская галерея открывает расширенную экспозицию ее произведений. Работы мастера, традиционно представленные в залах в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, будут дополнены экспонатами из фондов Галереи и одного из ее научных отделов - Музея-мастерской А.С. Голубкиной.

Экспозиция А.С. Голубкиной в Лаврушинском переулке является логичным продолжением залов скульптуры и живописи эпохи Серебряного века. Произведения мастера демонстрируются в диалоге с полотнами П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, М.С. Сарьяна и В.Э. Борисова-Мусатова, с которыми она неоднократно участвовала в выставках. Такое сопоставление произведений подчеркивает близость художественных поисков скульпторов и живописцев этого периода.

В своем творчестве Анна Голубкина руководствовалась идеей подвижнического служения искусству: "нужно все забыть, все отдать". Приехав в Москву из Зарайска, она начала профессиональное образование в возрасте 25 лет в Классах изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста, продолжила обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Императорской Академии художеств в Петербурге. Но методика преподавания академической школы не совпадала с ожиданиями Голубкиной.

Стремление оказаться в центре художественной жизни Европы побудило ее совершить несколько поездок в Париж. Здесь она познакомилась с Огюстом Роденом (1840-1917) и посещала его мастерскую в 1896-1897 годах. Общение со знаменитым скульптором и его советы помогли Голубкиной осознать собственный путь в искусстве: "Вы,… лучший из художников,… дали мне возможность быть свободной…" Пересечения творчества этих мастеров рассматривались на выставке "Встреча через столетие: Роден. Голубкина. Клодель" в Третьяковской галерее в 2004 году.

От Родена Голубкина восприняла принципы построения художественной формы, научилась свойственному ему методу активной разработки поверхности и светотеневой моделировки, что привело ее к импрессионизму в скульптуре. Подробно этот период ее творчества представлен в обновленной экспозиции Музея-мастерской А.С. Голубкиной. Интерес к символизму проявился в ее искусстве метафоричностью, вниманием к непроявленным формам, обращением к пантеистическим мотивам. Пройдя через увлечение другими стилевыми направлениями, Голубкина вернулась к импрессионизму в своих последних больших работах - "Березка" и "Портрет Л.Н. Толстого" (обе - 1927, бронза).

В экспозицию вошло около 35 скульптур. Первый зал встречает посетителей одним из самых значительных произведений Голубкиной в дереве - каминной парой кариатид (1911). Выбирая этот материал, скульптор переходит от античного мотива к праисторическому, меняя семантику образа.

Идея внутреннего напряжения, прочитываемая в фигурных композициях, также стала основной темой портретов Голубкиной. В центральном зале экспозиции собраны образы философов и писателей Серебряного века: В.И. Иванова, В.Ф. Эрна, А.Н. Толстого. Произведения показывают интерес автора к изображению индивидуальных "пропорций духа", сокровенных движений души. Стремительная, внутренне подвижная натура поэта А. Белого (1907, гипс) выражена столь же динамичной пластической формой с активной выразительной фактурой поверхности. Иначе решен портрет писателя А.М. Ремизова (1911, дерево): в его чертах скульптор передала душевный надлом, драму. Закругленное движение складок широкой одежды как будто стремится укрыть и приглушить внутренний разлад.

Темой третьего зала экспозиции стал круг жизни, движение времени. Ее центром является недавно отреставрированная скульптура "Старость" (1898, тонированный гипс), впервые демонстрировавшаяся на Весеннем салоне в Париже в 1899. Нежный образ ребенка в работе "Девочка. Манька" (после 1904, мрамор, гипс) возникает из необработанного блока рубленого мрамора. В бюсте "Старая" (1908, тонированный мрамор), пользуясь стилизацией "под Египет", Голубкина трактует камень как косную материю, заключающую в себе не только старое лицо, но саму человеческую жизнь. В вазе "Туман", по определению самой Голубкиной, раскрывается тема четырех возрастов. Сравнение вариантов в гипсе (1899) и мраморе (около 1908) позволяет наблюдать, как мастер работает с разным материалом для достижения поставленных художественных задач.

Искусство Голубкиной, которое, как отмечала прижизненная критика, "обрело почти портретное сходство с эпохой", было высоко оценено уже в начале XX века. В 1914 в Музее изящных искусств в Москве (ныне - ГМИИ им. А.С Пушкина) ее работы составили первую в истории России монографическую выставку скульптуры. Именно с произведений Голубкиной в Третьяковской галерее с середины 1900-х годов началось систематическое собирание коллекции современной скульптуры.

Расширенная экспозиция в залах Галереи в Лаврушинском переулке станет частью программы празднования юбилея скульптора. 28 января, в день рождения Голубкиной, состоится торжественное открытие выставки в ее Доме-музее в Зарайске, в церемонии примут участие научные сотрудники Третьяковской галереи. В Музее-мастерской А.С. Голубкиной в Большом Лёвшинском переулке подготовлена новая экспозиция. 5 февраля в Третьяковской галерее состоится круглый стол, посвященный творчеству Голубкиной.

www.museum.ru/N52335
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.11.2024  x    ?  


Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»

Открытие нового зала экспозиции "Музыкальные инструменты народов мира" в Шереметевском дворце

Выставка Александра Фёдорова «Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»

«Твердыня пламенная». К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

От слепка до пикселя. Искусство через призму данных

Выставка "Вокруг Кармен" в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка "История одной книги. Александр Блок. Театр" в Музее-квартире А.А. Блока

Всероссийский выставочный проект «Василий Поленов. Семья художников» во Владивостоке

Модный Петербург эпохи модерна на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

В Главном здании Российской национальной библиотеки откроется кабинет академика Игнатия Крачковского

«Священной памяти Двенадцатого года» - выставка из собрания Государственного Эрмитажа в Тюмени

Выставка "Учителя и ученики. Школа Б.В. Лесова"

Две выставки ко Дню артиллерии в музее-панораме "Сталинградская битва"

Выставка "Артефакт" в Музее "Разночинный Петербург"

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Музей наивного искусства (Екатеринбург) открывает общедоступную библиотеку

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Игорь Яновский. «Воспоминание»

Выставка "Постижение времени. Далекое-близкое" в Музее истории города Печоры

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Выставка к 100-летию со дня рождения Валентина Васильевича Седова в Псковском музее-заповеднике

Завершающий этап проекта "Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых" в Н. Новгороде

Выставка «Непотопляемый» в особняке Румянцева

Выставка "Мастера симбирского модерна" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Еврейскому музею и центру толерантности 12 лет

Выставка графики Сергея Цигаля в Российской академии художеств

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга

Выставка «Здравствуй, Мурзилка»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru