С 30 ноября 2013 года в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке открывается выставка рисунков ленинградских художников 1930-1990 годов, посвященных А.С. Пушкину и его литературному наследию.
В экспозиции представлено более 70 работ из частного собрания Санкт-Петербурга – оригиналы книжной графики, станковая графика, эскизы театральных костюмов и декораций. Многие из представленных на выставке работ широкой публике не известны. По сути, она заново открывает нам «забытые» имена талантливых мастеров прошлого века.
В представленных на выставке работах отразились творческие поиски художников советского времени, их видение и осмысление произведений А.С. Пушкина, его героев и персонажей.
Яркое место в экспозиции занимают книжные иллюстрации 1930-1990 годов к произведениям поэта. Они вызывают теплые, ностальгические чувства, ведь многие из рисунков хорошо знакомы нам по книгам из детства.
Необычайно многообразны книжные иллюстрации А.Д. Рейпольского (1945 г.р.) к сказкам А.С. Пушкина (1998-2006). Его акварельные рисунки отличаются яркой индивидуальностью творческого почерка художника.
Удивительно тонко передает ритм пушкинского стиха и психологию сказочных героев художник Н.А. Носкович (1914–1995) в своих иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке» (1956), выполненных тушью, и в акварельных рисунках к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1959). Динамичные, живые иллюстрации погружает зрителя в «действительность» сказки.
Выразительностью образов, искрометным юмором и веселостью выделяются иллюстрации В. М. Меньшикова (1933-1994) к «Сказке о Попе и о работнике его Балде» (1973). Рисунки тушью подцвечены карандашами и восковыми мелками, что придает образам нарядность и декоративность.
Из трех представленных на выставке работ И.М. Еца (1907-1941) к роману «Дубровский» (1938) особый интерес представляет рисунок, выполненный тушью. Исполненный нежного лиризма, набросок воспроизводит сцену в гостиной дома Троекуровых. Этот лист наглядно демонстрирует виртуозные возможности И. Еца как графика. В своем видении романа художник обращается к рисункам черновых рукописей самого поэта к «Евгению Онегину», но не подражает им.
Виртуозной техникой исполнения и стремлением к глубокой психологической характеристике героев привлекают внимание карандашные эскизы А. Г. Слепкова (1937 г.р.) к драме «Борис Годунов» (1969).
Особый интерес вызывают представленные на выставке эскизы декораций и костюмов к драматическим и оперным спектаклям, поставленным по произведениям А.С. Пушкина в 30-60 годах прошлого века. Большинство из них московский зритель увидит впервые.
Мастерство рисунка и композиции, выразительность колористического решения, экспрессия привлекают внимание в декорациях Н.Х. Рутковского (1892-1968) к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама», выполненных художником в 1920-1930 гг. для Оперной студии ленинградской консерватории.
Любовь художницы А.И. Анушиной (1904-1971) к народному искусству, лубку, смелое сценическое экспериментаторство нашли отражение в ее озорных и причудливых эскизах декораций и костюмов к спектаклю «Сказка о золотом петушке» в постановке Дома пионеров Октябрьского района Ленинграда (1936).
Театральный художник М.А. Григорьев (1899-1960) не раз обращался к пушкинской теме в своих работах. Выразительно и лаконично трактует он пушкинский текст и его смысловую нагрузку в эскизе декорации «Покои Марины Мнишек» к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (Ленинградский академический малый оперный театр, 1939). На темном фоне общей композиции светлым пятном выделяется живописное панно «Три грации», как намек на красоту героини. Именно роковая красота Марины Мнишек, страстная любовь к ней Лжедмитрия стала определяющей в решении самозванца идти походом на Москву...
Детально проработаны М. Григорьевым эскизы костюмов к драматическому спектаклю «Борис Годунов» в постановке Нового ТЮЗа (Ленинград, 1937). Художник уделяет большое внимание портретной характеристике персонажей, создает основу грима, что придает психологическую остроту образам действующих лиц драмы.
Оформление постановки «Маленьких трагедий» для Академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Ленинград, 1962) стало одной из последних работ А.Ф. Босулаева (1904-1964). Создавая декорации к «Моцарту и Сальери», художник находит необычное решение, трактуя место действия трагедии. Он обращается к воссозданию интерьеров пушкинской эпохи времени правления Николая I…