28 ноября в музее современного искусства Эрарта открывается выставка "Манифест "ТРИВА"", организованная совместно с Сибирским филиалом Государственного центра современного искусства.
Новокузнецкая фотография позднесоветского времени - одно из наиболее заметных открытий современного искусства. Куратор Массимилиано Джони показал работы новокузнецкого фотографа Николая Бахарева в основном проекте 55-й Венецианской биеннале. Другое, быть может, более значимое явление - группа "ТРИВА".
"ТРИВА" - это первая в СССР официально зарегистрированная творческая группа фотографов, существовавшая в конце 70-х-начале 80-х годов. Полное название группы - "Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов "ТРИВА"". Аббревиатура образована из имен и фамилий участников: Владимира Воробьева, Владимира Соколаева и Александра Трофимова. Все трое работали фотографами на Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк): фиксировали будни этого, крупнейшего в стране металлургического предприятия, параллельно изучая наследие мирового фотоискусства и вырабатывая свой собственный подход к отражению действительности.
Группа официально оформилась к 1980 году. Она даже была зарегистрирована в Горкоме КПСС, был написан устав. В тот период "ТРИВА" выдвинула свой творческий манифест, который декларировал метод репортажной фотографии: отсутствие специальной фотообработки, отказ от кадрирования и так далее. Похожие принципы во главе с Ларсом фон Триером выдвигались датским кинообъединением "Догма", возникшим намного позже группы "ТРИВА". Владимир Соколаев писал: "Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, продумывалась ее репортажная основа, определялись границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей: сделанная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при пристальном рассматривании создавала ощущение "окна в событие". Метод погружения в происходящее стал основополагающим. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от перфорации отказались: слишком "художественно". А печать с полного негатива сохранили до сих пор…"
Участники "ТРИВА" снимали и на территории огромного режимного завода, в который не было доступа другим фотографам, и в цехах, и во время массовых мероприятий. Они первыми стали устраивать уличные выставки - на заводских стендах. В распоряжении группы был мощный кинофотокомбинат в центре города. За год существования "ТРИВА" приняла участие в 19 выставках, в том числе зарубежных - что в 1982 году и вменили фотографам в вину партийные органы. Также против группы выступили местные фотографы. Поскольку угроза обысков была велика, большую часть архивов пришлось уничтожить. По настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС, регистрация "ТРИВА" была аннулирована, а администрация Кузнецкого металлургического комбината заменила весь творческий состав кинофотолаборатории. Официально группа "ТРИВА" просуществовала меньше года - с апреля по конец января, - но оставила заметный след в истории репортажной фотографии.
Первая выставка группы "ТРИВА" была организована Сибирским филиалом Государственного центра современного искусства и демонстрировалась в залах Томского областного художественного музея в июне 2013 года. Также выставка участвовала в параллельной программе Х Красноярской биеннале (сентябрь-октябрь 2013 года). Теперь этот уникальный материал будет впервые показан за пределами Сибири, в музее современного искусства Эрарта.