"Казахский экслибрис". Ануар Отеген-Тана и Марзия Жаксыгарина
Возникновение казахского экслибриса как явления самостоятельного, относящегося к категории национального культурного наследия, приходится на середину 70-х годов прошлого столетия. Хотя, если причислять экслибрис к владельческим знакам, то его появление в Казахстане может быть приравнено к первым печатным казахским книгам, на которых ставилась тамга (родовой «знак владения»). Возникновение тамги исчисляется тысячелетиями и относится к древним памятникам культуры прототюрков, тюрков-казахов (Б. Бартольд, Н. Бичурин, А. Окладников, Д. Майдар). Каждый род сохранял свои тамги, что являлось устойчивым, неприкасаемым законом тюркских народов, в том числе, и казахского, как основного наследника древнетюркских традиций и культур. Тамга являлась знаком рода, племени, народа, символическим и важным элементом воинских знамен и по глубине смысла приравнивалась к гербу. Постепенно, как “знак владения”, она переходила на домашнюю утварь, денежные знаки – монеты, а с появлением книги – и на неё. Это позволило выдвинуть тезис: “Тамга – протоэкслибрис”.
В Казахстане начало формирования жанра графики восходит ко времени экспедиций Чокана Чингисовича Валиханова (II пол. XIX века). Его путевые зарисовки, портреты, пейзажи и изображения бытовых предметов и сцен, зарисовки архитектурных сооружений, памятников старины, типов казахов и киргизов в их национальной одежде можно считать первыми опытами казахской графики в изобразительном искусстве. Временем формирования изобразительного искусства в Казахстане, по мнению исследователей, является начало 20-х годов XX века. Истоки станковой графики связаны с приездом в Казахстан русских художников-графиков, таких, как В. Антощенко-Оленев, К. Баранов, Г. Брылов, а также В. Граббе, С.В. Кукуруза, сосланных в Казахстан в конце тридцатых годов XX столетия. В годы Великой Отечественной войны в республике работали художники: Д. Митрохин, В. Воинов, Т. Глебова, В. Стерлигов.
Заметным явлением в художественной жизни Казахстана стала состоявшаяся в 1968 году в городе Алма-Ате выставка экслибриса из собрания С.Г. Ивенского. После неё наметилась заинтересованность местных художников в развитии этого специфического рода книжной графики, что позволило в 1971 году провести первую республиканскую выставку книжного знака, в которой участвовали 19 авторов из трёх областей республики. На ней были представлены 119 экслибрисов. В 1983 году состоялась вторая республиканская выставка. На ней экспонировались уже 350 книжных знаков 41 автора. Она была организована при активном участии Общества любителей книги Казахской ССР. В 1989 году вышла книга Н. Стуровой «Казахский экслибрис», в 1996 году – «Актюбинский экслибрис», в 1999 и 2001 годах были изданы каталоги к международным выставкам экслибриса, прошедшим в Актобе. Казахский экслибрис нашёл отражение в ряде зарубежных журналов в Чехии, Польше, Америке, а также России и Украине.
Экслибрисы казахских художников обратили на себя внимание тематическим и стилистическим разнообразием. Для одних из них были характерны национальные орнаментные мотивы, для других – совмещение разнопространственных изображений с романтическим и повествовательным сюжетом, отражающим пейзаж и фольклор, историю и архитектуру, а также рассказывающим о профессии владельца книги.
Все эти характеристики в полной мере относятся к книжным знакам казахских художников А. Отеген-Тана и М. Жаксыгариной, представленным в каталоге. Отеген-Тана (А.Ж. Утегенов) уже в середине 70-х годов заявил о себе как самобытный оригинальный художник-график. Как зрелый мастер искусства экслибриса, он выступает среди участников каталога «Экслибрис Казахстана», выпущенного в 1989 году. Особенностью его миниатюр является использование национальных мотивов. В них казахский орнамент становится неотъемлемой частью рисунка, а предметы – частью орнамента. Сочетание народных традиций с приметами современности, особая лиричность отличают произведения А. Отеген-Тана.
Марзия Жаксыгарина – достойная ученица А. Отеген-Тана. Она не только совершенствует своё творчество, постигая различные техники экслибриса, приёмы, обогащая содержательную часть книжных знаков, но и совместно с другими художниками-графиками предпринимает немало шагов к тому, чтобы Казахстан не остался в стороне от мировой культуры экслибриса.
В 2003 году А. Отеген-Тана и М. Жаксыгарина открыли Музей искусств в посёлке Уил, подарив из собственной коллекции 600 произведений искусства зарубежных, казахстанских, российских худож-ников. Отеген-Тана и М. Жаксыгарина совместно организовали несколько международных выставок, которые послужили расширению связей с художниками стран Европы, Азии, Австралии и Америки. Они явились кураторами таких выставок, как «Польские графики 20-го века в Актобе» (1998), Междуна-родная выставка экслибриса и графики, посвящённая 100-летию К. Жубанова (1999), Международная выставка экслибриса и графики “Духовность и культура Казахстана”, посвящённая 10-летию независи-мости Республики Казахстан (2001), Международная выставка экслибриса и графики, посвящённая 100-летию А.К. Жубанова (2006), Международная выставка экслибриса и графики, посвящённая 100-летию рождения С.В. Кукурузы (2006), Международная выставка экслибриса и графики, посвящённая 80-летию Г.А. Жубановой (2007). Последняя выставка собрала работы 152 художников 35 стран мира. Благодаря подобным выставкам, Актобе снискал славу центра казахского искусства экслибриса.
Конец прошлого столетия для обоих художников стал знаменателен тем, что в развитии казахского экслибриса наметились тенденции, характерные для этого вида графики во всем мире. Они стали работать, ориентируясь на выставки, на заказчиков-коллекционеров, которые являются главными ценителями и попурилязаторами их творчества. Особенно счастливой оказалась судьба экслибриса Марзии, выполненного для нумизмата Т. Ортыла. Этот книжный знак вошёл в международные каталоги, нашёл отражение на польских открытках и даже на польской банкноте номиналом в 50 злотых, где он расположен рядом с национальным героем Польши Каролом Сверчевским.
Ануара Отеген-Тана и Марзию Жаксыгарину сегодня можно смело назвать пропагандистами и популязаторами казахского экслибриса на мировом уровне. И выставка «Казахский экслибрис», состоявшаяся в московском Музее экслибриса МСК, тому яркое подтверждение!