С 24 октября Калининградская художественная галерея приглашает на выставку «Мстёра — жемчужина России» из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства в Москве, приуроченную к 90-летию лаковой живописи.
В экспозиции представлены 64 лаковые миниатюры работы мстёрских мастеров. Поселок Мстёра – старинный художественный промысел во Владимирской области, где сохранялись традиции древнерусской иконописи. В дореволюционное время Мстера наряду с Палехом и Холуем входила в число трех уникальных русских иконописных сел. В годы советской власти мстёрские иконописцы создали артель «Древнерусское искусство» (1923 г.) для росписи изделий из дерева, а затем, вдохновленные успехом Палеха, обратились к лаковой живописи на папье-маше.
Датой рождения мстёрского лакового промысла принято считать июнь 1931 г., когда бывшие иконописцы объединились в артель «Пролетарское искусства». В нее вошли Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, Е.В. Юрин, В.Н. Овчинников и ряд других художников, впоследствии признанных выдающимися мастерами лаковой миниатюры. Технология производства изделий из папье-маше была заимствована у миниатюристов знаменитого села Федоскино, а приемы многослойного миниатюрного письма темперой – красками, разведенными на яичном желтке – сохраняли преемственность с прежней иконописной техникой. Любимыми темами мстёрских художников были народные сказки и былины, произведения русской классической литературы, героическое прошлое русского народа и художественное отражение современности.
Новое мстёрское искусство быстро получило международное признание. На Всемирной выставке в Париже 1937 г. ведущие художники промысла были удостоены Гран-при и золотых медалей, в 1939 г. их работы были успешно представлены в Нью-Йорке.
В основу стиля лаковой миниатюры Мстёры легли, в первую очередь, местные иконописные традиции, отличающиеся большим многообразием – от высокохудожественных «стильных» икон, ориентирующихся на лучшие образцы древнерусской живописи, до поздних «строгановских писем» с их тщательно разработанными пейзажными фонами и дешевой «расхожей» иконы. Большое влияние на мстёрскую миниатюру оказал также лубок (народная гравюра). Однако уже со второй половины 1930-х гг. идеологические установки сталинской эпохи потребовали от художников «реализма» в живописи, что грозило мстерской лаковой миниатюре уподоблением станковой картине тех лет. И все же мстёрское искусство сумело сохранить свою самобытность благодаря повышенному декоративному чутью бывших мастеров иконописи, их умению создавать неповторимые по красоте цветовые сочетания и сохранять особые живописные приемы в написании деталей.