На выставке представлено около 150 фарфоровых скульптур, произведенных на одном из самых известных фарфоровых заводов, фабрике Гарднера, во 2 половине XIX в. – 1 половине XX в.
Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ», открытая в 1766 г., стала первым в России частным фарфоровым производством. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов, Гарднер, обладавший прирожденным даром коммерции, наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и когда Франц Гарднер умер, его фарфоровое производство считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России.
В первом десятилетии XIX в. на фабрике «Мануфактуры Гарднеръ» был налажен широкий выпуск фарфоровой скульптуры, которая использовалась для украшения центральной части стола во время торжественных обедов и приемов.
С 1820-х гг. самым популярным источником сюжетов для фарфоровой пластики были журнальная гравюра, печатные листы. Героями фарфоровых скульптур стали представители всех сословий и профессий: «чистые господа» и продавцы на ярмарках, служанки и нищие, кучера и трубочисты, военные и ремесленники, городские франтихи и деревенские мужички. С середины XIX в. фабрика освоила социально востребованную крестьянскую тему, позже на заводе стали выпускать фигурки из серии «Народы России», которые были призваны информировать зрителя о роде занятий и промыслах разных народностей, об образе их жизни. С середины XIX в. в изделиях Гарднеровской фабрики появляется детская тема, отличавшаяся многообразием скульптурного решения, живостью и занимательностью сюжетных линий.
Фарфоровые скульптуры, представленные на выставке, выполнены из бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывался тонкий слой специальных красок, что придавало блеск и оживляло однородную фактуру бисквита. Скульптуру не покрывали глазурью, чтобы придать «натуралистичность» образам. Эту скульптуру называли «передвижнической», в самой тематике ярко проявилось стремление ее создателей затронуть актуальные проблемы современности, изобразить «уличные типы».
В конце XIX века фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» стала собственностью фарфорового короля М. С. Кузнецова и вошла в состав компании «Товарищества М.С. Кузнецова», завоевавшей к концу XIX в. внутренний фарфоровый рынок России.
Сейчас фарфоровая пластика вновь обрела чрезвычайную популярность. Репутация русского художественного фарфора очень высока – он стал объектом музейного и частного собирательства и считается ценным экспонатом на мировых аукционах.