Эволюция альбомного жанра с конца XVIII до начала XXI века
(из собраний государственных музеев и частных коллекций)
Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина, озаглавленная поэтической строкой Максимилиана Волошина, посвящена эволюции альбомного жанра с конца XVIII и до начала нынешнего столетия.
На выставке представлено около 200 экспонатов – рукописных альбомов разных эпох и избранных страниц из них. Основу экспозиции составляют альбомы из собрания Государственного музея А.С. Пушкина – более 40 альбомов, в том числе, принадлежавших известным фамилиям, с рисунками и автографами знаменитых художников и исторических личностей. Альбомы из своих коллекций представили также Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Государственный литературный музей, Государственный музей В.В. Маяковского. Весьма интересную часть экспозиции составляют альбомы и их отдельные страницы из частных коллекций и, прежде всего, из собрания известной арт-галереи «Ковчег». «Ковчег» представляет на выставке немало интересных находок в альбомах и записных книжках представителей века минувшего – бурного и противоречивого XX века.
Традиция рукописных альбомов пришла в Россию из Западной Европы. Первоначально их составлением занимались преимущественно мужчины. С конца XVIII века альбомы становятся у нас важным элементом домашней, семейной культуры и непременным спутником юных барышень.
Расцвет альбомного жанра в России пришелся на начало XIX века. В моду вошли небольшие альбомы в сафьяновых или кожаных переплетах, с золотым обрезом страниц, изящно украшенные. Эпоха сентиментализма повлияла на содержание «памятных книг», которые заполнялись поэтическими посланиями и символическими образами, характерными для элегической поэзии. Между альбомными страницами часто вкладывали засушенные цветы и листья – они, как пушкинский «цветок, засохший, безуханный», были связаны для владельца с дорогими воспоминаниями.
Альбомы невозможно отделить от уклада жизни дворянства и аристократии XIX века. Они не только рождены дворянской культурой, но, по сути, являются и ее зеркалом – бесценным источником информации о минувшей эпохе. Альбомные страницы не только сохраняли изображения господских дома и их интерьеров, портреты владельцев, домочадцев, близких друзей, но и рассказывали об особенностях их быта, о характере владельцев, уровне и стиле их общения.
Одним из интереснейших экспонатов выставки является альбом семьи Бакуниных-Полторацких. Его первыми владельцами были Павел Петрович Бакунин – известный дипломат и его жена Екатерина Александровна, урожденная Саблукова. Текста в альбоме почти нет, но зато рисунки – в изобилии: виды городов, пейзажи, портреты, в том числе, работы известных европейских художников, с которыми довелось общаться Бакуниным в 1790-х годах по дороге из России в Англию. Позже в этом же альбоме рисовала дочь Бакуниных Екатерина, в которую был влюблен лицеист Пушкин. Последней владелицей реликвии, оставившей там след, была ее внучка Вера Кох.
Еще один представляемый на выставке примечательный альбом из собрания музея А.С. Пушкина некогда принадлежал президенту Академии художеств, директору Императорской публичной библиотеки Алексею Оленину, в гостях у которого бывали и Крылов, и Грибоедов, и Брюлловы, и Глинка. На некоторых листах этого альбома наклеены уникальные автографы – в частности, Александра I и шефа жандармов графа Бенкендорфа. А самое ценное в альбоме, конечно, рисунки: и самого владельца, и гостей дома Олениных. В общей сложности в него вошли 67 рисунков – акварелей, пейзажей, аллегорических и жанровых сцен, портретов (в т.ч. «Женщина в восточном костюме» князя Григория Гагарина, итальянские зарисовки Ал.Брюллова и другие).
По мере приближения к ХХ столетию светская забава ведения памятных альбомов трансформировалась в особую, сознательно избранную форму художественного высказывания профессиональных авторов. Нередко альбом оказывался одним из инструментов фиксации быстро меняющихся визуальных впечатлений – спутником путешествий и творческих поездок. Случалось, обращение к жанру альбома было мотивировано и особыми условиями жизни, например, попаданием в некие особые, замкнутые условия существования (казарма, окопы, даже тюрьма). Учитывая особенности бурной российской истории XX столетия, жанр «мобильного рисования» в путевых альбомах можно считать вполне адекватной формой отражения бытования наших соотечественников в минувшем веке.
Особая тема – альбомы художников-живописцев. Как правило, их авторы не стремились обнародовать собственную творческую кухню. Тем не менее, работа с архивами самых разных художников выявила закономерность: отправляясь в творческую или иную поездку, редкий живописец обходился без альбома. Ведь в нем можно было не только сделать путевые зарисовки, но и словами записать впечатления об увиденном (например, формы или цвет) – для последующей работы в мастерской. Привычка делать зарисовки (таким вот, сугубо профессиональным способом реагировать на окружающую реальность) превращала рабочие альбомы художников в непрерывные «дневники» – повествования о буднях, которые и теперь, через десятки лет дают зрителям ощущения трех важных аспектов времени: его протяженности, его авторского проживания и уникальности эпохи.
Кроме того, с началом ХХ века новаторские открытия авангардных поэтов и художников привели к появлению совершенно новых форм искусства, сочетавших в себе радикальный художественный язык и традиционные бумажные медиа. Произведения современного искусства визуализируют время и пространство; актуальность не требует от художников пуританской верности новейшим медиа. Как выясняется, рассказать о современности с равным успехом может и рэди-мейд, и «жанр альбома».