Вопрос о дате создания славянской письменности однозначно не решён до сих пор. У истоков ныне используемой кирилловской азбуки называют имена славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.
Византийские хроники и жития славянских просветителей упоминают о том, что в 863 году Константин (в иночестве Кирилл) со своим братом прибыл из Константинополя в Великую Моравию по приглашению моравского правителя князя Ростислава. Ростислав после принятия его государством христианской веры просил помощи у византийского императора для установления богослужения на родном, славянском языке. Жития Кирилла и Мефодия связывают с этим событием создание первой славянской азбуки, отражавшей фонетические особенности славянского языка.
Однако, скорее всего, первой славянской азбукой была так называемая глаголица – алфавит, созданный Константином на основе греческой скорописи, и ныне повсеместно вышедший из употребления.
Наиболее вероятно, что азбука, которой мы пользуемся в настоящее время, была создана уже после смерти как Кирилла (869), так и Мефодия (885). Она была создана их учениками на территории нынешней Болгарии на основе греческого уставного письма с учётом особенностей славянского языка, то есть с заимствованием ряда букв из азбуки, созданной Кириллом. Впоследствии данный тип письма в православной традиции получил название «кириллица» – в честь равноапостольного просветителя.
Выставка из книжного фонда музея-заповедника представляет наиболее яркие образцы кириллицы, которой русское общество пользовалось на протяжении тысячи лет и продолжает пользоваться в настоящее время. Выставка демонстрирует основные этапы развития рукописного и печатного слова в русской книге.
Центральная витрина показывает рукописные книги со всеми образцами русского письма, использовавшегося в течение десяти веков: устав; полуустав; полуустав, переходящий в скоропись; виды скорописи разного времени. Здесь обращает на себя внимание древнейшая книга собрания – Иерусалимский патерик первой четверти XV века, написанный уставом, наиболее ранним русским письмом.
Поскольку славянское письмо было создано в целях проповеди христианства, самой почитаемой и наиболее украшаемой книгой на Руси было Евангелие. Коллекция рукописных Евангелий XVI века – хорошее тому подтверждение. Особое внимание привлекает Евангелие, написанное поздним уставом, – вклад 1544 года рязанского епископа Ионы в Николо-Волосов монастырь под Владимиром. Это самая последняя русская книга, украшенная в некогда широко распространённом тератологическом (чудовищном) стиле.
Представляет интерес популярное на Владимирской земле произведение – Житие Евфросинии Суздальской. В нашем собрании три лицевых рукописи разного времени. Книги, раскрытые на одном и том же тексте и представляющие иллюстрации одинаковой тематики, показывают, как на протяжении незначительного отрезка времени (менее полутора веков) менялись вкусы и подходы в книжном искусстве.
На выставке можно видеть самую большую и самую маленькую книги рукописного собрания музея. Обе рукописи – Псалтири XVII века.
Раздел печатных книг открывает коллекция знаковых изданий Библии: Библия Франциска Скорины (1519), Библия Ивана Фёдорова (1581), первое московское издание Библии (1663), знаменитая «Елизаветинская» Библия (1751). Среди прочих изданий необходимо обратить внимание на две книги, изданные известным русским печатником Василием Бурцовым-Протопоповым. Это Канонник (1641) – первая отечественная книга с титульным листом, и Святцы (1639) – первая отечественная миниатюрная печатная книга.
На выставке представлена одна из самых первых книг, напечатанных шрифтом, который появился в результате петровских преобразований и которым мы пользуемся по сей день. Так называемым гражданским шрифтом напечатана книга Поверенные воинские правила Эриха Боргсдорфа (1709).
Украшением выставки является самая большая печатная книга из собрания музея-заповедника – Описание священного коронования Александра III (1883) с большим количеством иллюстраций, выполненных самыми знаменитыми художниками своего времени – И. Репиным, В. Серовым, В. Суриковым, В. Васнецовым, В. Верещагиным, И. Крамским, К. Маковским, В. Поленовым и другими.
Выставка «Аз, Буки, Веди...», не пытаясь полностью раскрыть необъятную тему эволюции славянской письменности, тем не менее, даёт хорошее представление о развитии русской письменности на протяжении веков, представляя более полусотни лучших образцов из книжного собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.