Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени располагает небольшой, но интересной коллекцией купеческих портретов первой половины XIX века. Знакомство с ней даёт представление об этом своеобразном явлении в русском искусстве.
Портрет всегда играл важную роль в самоутверждении личности, поддержании престижа рода. Каждое сословие – дворяне, купечество, мещане – стремилось сохранить для потомков свои изображения. Часто такие портреты выполнялись малоизвестными мастерами, крепостными или свободными художниками, иногда самоучками, создавшими направление в искусстве условно называемое «примитивом» или «наивным реализмом». На выставке можно увидеть редко экспонируемые произведения таких художников, как П.А. Дубровин, В.Е. Астрахов, Н.Д. Мыльников, Н.(Б.)Д. Шпревич, Г. Цоболи, Р.К. Жуковский и целого ряда неизвестных художников.
Жанр купеческого портрета сформировался под воздействием вкусов и требований заказчиков. У купцов прежде всего ценилось портретное сходство. Естественным состоянием модели считалось позирование. Вместе с человеком «позировали» и предметы: украшения, медаль, шаль на плечах, раскрытая книга, чернильный прибор. Одна или несколько медалей - характерная деталь купеческих портретов. Особенно ценились те, которые вручались за благотворительную деятельность. Необходимость благотворения стала для купечества нормой. Купцы вносили крупные суммы на помощь бедным, на развитие культуры, строительство.
К таким людям принадлежал В.А. Злобин, крестьянин по происхождению, ставший благодаря своему уму выдающимся финансистом, общественным деятелем, коллекционером. Вероятно, портрет предназначался для одного из построенных Злобиным благотворительных заведений.
На портрете богатого и уважаемого купца, городского головы Калуги И.М. Золотарёва неизвестным художником создан колоритный и запоминающийся образ, выявивший внешние особенности облика Золотарёва и выраженные в них черты личности – ум, хитрость, сильный характер.
Большое распространение в первой половине ХIX века получили парные портреты супругов, что было связано с приверженностью к патриархально-семейным ценностям. Образы мужа и жены Варенцовых – прозаичны по настроению, натуралистичные и острохарактерные. В них чувствуется деловая хватка, решительность и твёрдость.
На выставке можно увидеть редко встречающуюся купеческую миниатюру, поскольку изысканные изображения на пластинках слоновой кости – миниатюры - были распространены в дворянской среде. Для купечества миниатюра была чуждой и редко встречалась в купеческих домах.
Произведения декоративно-прикладного искусства, старинная мебель прекрасно дополняют экспозицию, рассказывая об интерьерах и художественном оформлении быта эпохи первой половины XIX века.
Заказ экскурсий по телефону: 8-495-959-11-03