Впервые Государственный музей А.С. Пушкина представляет свою коллекцию западноевропейского искусства, которая активно формировалась в последние десятилетия. Около 120 экспонатов – произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, более 50 имен художников, работавших во 2-й половине XVII XIX веке – это лишь небольшая часть коллекции, собранной музеем (многое представлено на постоянных экспозициях – на Пречистенке, в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате, в Музее И.С. Тургенева на Остоженке).
Начало собранию западноевропейского искусства положили дары (традиция дарительства – характерная особенность музея А.С. Пушкина: треть всего музейного собрания составляют дары). В 1968 году в составе коллекции московской собирательницы А.С. Головиной поступили две картины: «Пейзаж с руинами» (конец XVII начало XVIII века) кисти австрийского живописца А. Файстенберга и «Крестьянский дом» работы неизвестного фламандского мастера XVII века – «фламандской школы пестрый сор». В 1970-е годы в собрание тогда еще молодого музея как из рога изобилия «посыпались» произведения, так называемого вымороченного имущества, передаваемые Государственным музейным фондом: работы пейзажиста и анималиста голландца С. ван дер Дойе (1653/1654 1718), знаменитых французских живописцев К. Кувассега (1802 1877), Ж. Курбе (1819 1877), жанристов – австрийца К. Шлейхера (1855 1871) и немецкого художника К.Э. Форберга (1844 1915) и других мастеров.
В 1970 1990-е годы активно комплектовалась коллекция графического портрета знакомых и современников А.С. Пушкина. В музейное собрание поступило более 50 произведений мастеров «россики», иностранных художников, работавших в России или за границей по русским заказам: А. Молинари, Ш. Перрго, А. Лагрене, К. Барду, Э. Росси, Ф. Крюгера, К. Мазера, Т. Райта, Л. Фишера, М. Зичи и других. Многие из них представлены на выставке.
Многие редкие жанровые и пейзажные графические листы поступили в собрание музея в составе альбомов. Так, среди 60 произведений в альбоме, принадлежавшем П.П. и Е.А.. Бакуниным, специалистами музея были обнаружены и атрибутированы рисунок знаменитого итальянского портретиста С. Тончи; сепия французского архитектора, рисовальщика и живописца Ж. Тома де Томона; акварель художника и путешественника француза Ж.Б. Лепренса…
Среди недавних приобретений музея особый интерес вызывает рисунок «Торговка амурами» (1803 работы французской художницы П.М.К. Баре де Комонь. В основе сюжета, ставшего популярным во 2-й половине XVIII-начале XIX века и многократно интерпретированного – фреска, найденная в 1759 году при раскопках на вилле Ариадны в Стабиях.
В последнее десятилетие музей приобретает не только живописные и графические работы пушкинского времени, но и произведения XVIII и 2-й половины XIX века. В первую очередь это связано с открытием новых филиалов ГМП – музеев, посвященных И.С. Тургеневу и В.Л. Пушкину. В отличие от Александра Пушкина, оба они были «выездными», особенно Тургенев, большую часть жизни, проведший заграницей. Живописные виды западноевропейских городов и портреты современников писателей будут экспонироваться в новых экспозициях музеев.
Лейтмотив выставки – А.С. Пушкин, его жизнь и творчество. В экспозиции представлены портреты знакомых поэта: княгини З.А. Волконской, графини Е.П. Риччи, княжны В.Ф. Гагариной, графа В.А. Соллогуба, светлейшего князя Г.А. Грузинского, княгини Е.А. Клари-и-Альдринген, а также изображения двух императоров – Александра I и Николая I.
Украшением выставки являются предметы декоративно-прикладного искусства в стилях рококо, классицизма, ампира, историзма. Среди скульптурных работ XVIII-XIX в. особого внимания заслуживают портреты И.В. Гете работы Х.Д. Рауха и императора Петра I, выполненного в 1770-е годы М. Колло, талантливой ученицей великого Э.М. Фальконе.
В настоящее время музей готовит к изданию альбом «Западноевропейское искусство в собрании Государственного музея А.С. Пушкина», где будет представлено около 200 наиболее интересных произведений живописи, миниатюры, графики.