С 18 по 24 апреля Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки в цикле выставок одного экспоната «Крупным планом» представляет издание партитуры Мазурки Ф. Блуменфельда.
19 апреля 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения Феликса Михайловича Блуменфельда (1863–1931), пианиста, дирижера, композитора. Огромные заслуги принадлежат музыканту в области фортепианной педагогики — среди его учеников пианисты В. Горовиц, М. Гринберг, М. Юдина, дирижер А. Гаук. К юбилейной дате Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки представляет материалы, связанные с творчеством музыканта. Главным среди них является первое издание партитуры его Мазурки для оркестра, посвященной Анатолию Константиновичу Лядову – композитору, первым исполнителем многих фортепианных сочинений которого был Блуменфельд. Издание выпущено фирмой «М. П. Беляев в Лейпциге» в 1888 году.
У этого экземпляра богатая и интересная история. Ноты были подарены самим автором Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Некоторое время они находились в личной библиотеке великого русского композитора, о чем свидетельствует владельческая надпись на первой странице обложки: «Н. Римский-Корсаков». Затем оказались у пианиста Г. Нейгауза, который в ноябре 1962 года подарил издание музею. На это указывает надпись самого Нейгауза на последней странице обложки: «Музею музыкальной культуры имени Глинки от Г. Нейгауза».
Таким образом в истории экземпляра печатного издания оркестровой Мазурки оказались соединены имена и Римского-Корсакова, и Нейгауза. У первого Блуменфельд занимался в классе композиции Санкт-Петербургской консерватории в 1880-е годы, второй приходился ему племянником. С обоими Блуменфельда тесно связывали и творческие узы: он дирижировал премьерами опер «Сервилия» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, входил в близкий круг общения композитора, собиравшийся на вечерах у мецената и нотоиздателя М. П. Беляева; с Нейгаузом Блуменфельд часто играл в ансамбле.
На выставке представлены также документы личного архива Блуменфельда, переданные в музей в июле 2006 года его внучкой, заслуженной артисткой РФ актрисой МХАТа Маргаритой Викторовной Анастасьевой. В мультимедийном разделе демонстрируются фотографии музыканта из фондов музея, в качестве звукового сопровождения использованы записи сочинений Блуменфельда — Этюда фа-диез минор (исп. Б. Жилинский) и Двух лирических отрывков (исп. В. Софроницкий).
---------------------------------------
Фондовая коллекция ВМОМК насчитывает свыше 860 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь исследователям в читальном зале или специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Крупным планом» самые впечатляющие раритеты «выйдут в свет» – многие впервые – и предстанут перед широким кругом публики. Среди них – римский антифонарий XVII века, гитара, принадлежавшая Дину Риду, платье Лолиты Торрес, письмо Джакомо Пуччини, автограф «Моцартианы» Чайковского и другие шедевры музейной коллекции.
Каждую выставку будут сопровождать аудиозаписи из фондов ВМОМК, благодаря которым «оживут» молчаливые музыкальные рукописи, «зазвучат» сценические образы. Средства мультимедиа позволят перелистнуть многостраничные фолианты, увидеть дополнительные фондовые материалы или видеосюжеты.
О ближайших выставках проекта «Крупным планом» читайте на нашем сайте www.glinka.museum.