Янтарь! Наверное, чаще в наше время при этом слове мы вспоминаем Янтарную комнату в Царскосельском дворе Екатерины или бабушкины крупнокалиберные бусы, безнадёжно вышедшие из моды. Но тот, кто хоть однажды подержал в ладони простой кусок отполированного янтаря, навсегда будет очарован благородством и простой прелестью этого камня, подобного мёду и смоле, впитавшего в себя солнце и запах леса.
Так случилась когда-то и с Сергеем Ваньковым, когда он пришёл в царскосельскую реставрационную мастерскую, занимавшуюся восстановлением Янтарной комнаты. За двенадцать лет он постиг все тонкости этого необыкновенно разнообразного материала, ведь через его руки прошло огромное количество янтаря. Кажется, что он с закрытыми глазами может рассказать о возрасте любого кусочка янтаря и о его свойствах, он в совершенстве изучил тонкости традиционной резьбы, полировки и гравировки, но также знает секреты древних мастеров, о которых в наше время уже забыли. Например, красноватый янтарь, который ценился выше всего в древнем Риме, по словам Плиния, достигался варением янтаря в меду. Известны и другие примеры искусственного изменения окраски янтаря, посредством корня Anchusa tinctoria, морского пурпура и козлиного сала.
Разумеется, в наше время используют разнообразные новейшие технологии, но у Сергея есть свои тайны, которых он никому не открывает. Впрочем, для того чтобы создавать произведения искусства, которыми прославился Сергей Ваньков, недостаточно было бы прекрасно владеть ремеслом. Ведь можно с уверенностью утверждать, что талант художника – это то, что нельзя присвоить и то, чему нельзя научиться, с этим можно только родиться.
В этом смысле у Сергея с самого детства всё шло по плану: его, рисовавшего и лепившего с большим удовольствием, родители отдали в художественную школу. Затем он поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова, которое закончил по специальности «художественная обработка камня». Здесь он получил уникальную возможность познать сущность архаических камнерезных форм: от пластики канадских эскимосов до египетских барельефов. Во время обучения он с невероятной быстротой воссоздал элементы белокаменной резьбы церкви Покрова на Нерли в натуральном размере, а ведь известно, что даже простая обработка каменного блока предполагает более тысячи ударов инструмента, не говоря уже о резьбе.
С таким изрядным опытом Сергей попал в реставрационную мастерскую Янтарной комнаты. И кто знает, как сложилась бы дальше творческая судьба этого одарённого человека, но в конце 90-х годов Сергей впервые попал в Японию и открыл для себя, то, что оказалось созвучно его внутреннему миру.
С тех пор уже 20 лет Сергей Ваньков регулярно пропадает в Японии с многомесячными выставками. Его почитатели в Токио, Осаке, Саппоро и Киото с нетерпением ждут новые шедевры русского ювелира. Эта древняя страна, населённая огромным количеством ценителей прекрасного, посвящающих свой досуг занятиям каллиграфией и аранжировке цветов, сочинению стихов, любующихся всем миром на цветущую сакуру и устраивающих чайную церемонию в скромных домиках с видом на изысканный ландшафт, приняла художника с величайшим вниманием и гостеприимством.
Не удивительно, что маленькие янтарные шедевры Сергея Ванькова оказались по вкусу этой утончённой нации, столь любовно хранящей своё культурное наследие и столь чувствительной к искусству вообще. Ведь в этих украшениях и маленьких скульптурах идеально сочетается уникальность и красота природного камня с изысканной выдумкой автора и безупречностью исполнения.
Он играет с фактурами, с лёгкостью совмещая отполированную поверхность с матовой, вкрапляя элементы гравировки и вживляя контрастные по цвету камни. Порой он добавляет в дизайн изделия панцирь черепахи или полудрагоценные камни. В ход идут и бриллианты и шёлк и золото.
Он создаёт невероятно эффектные ассиметричные подвески из янтаря, включающего инклюзы: замурованных муравьёв, мушек и паучков или даже просто пузырьки воздуха, что, безусловно, добавляет пикантности в украшения. Ибо возраст этих насекомых исчисляется десятками миллионов лет, и есть даже красивая научная гипотеза, доказывающая, что в янтарных пузырьках находится самый древний воздух.
Он не боится создавать великолепные украшения, своей роскошью способные затмить любой наряд Haute Couture, поражающие своим благородством и живописностью. С помощью магического чутья художник концентрирует сияние мягкого янтарного излучения вокруг самой главной детали украшения, преломляя его затем в многорядных длинных бусах, каждая бусина в которых подобрана с безошибочным ощущением гармонии.
Тогда как в Японии изделия этого мастера экспонируются на выставках наряду с Картье и Тиффани, жители Петербурга могут увидеть янтарные лишь раз в год на ежегодном форуме ювелирной индустрии Junwex, где уже три года подряд Сергей Ваньков завоёвывает 1-е места.
В этом году Сергей Ваньков решил сделать подарок жительницам Петербурга к 8 марта, представив ненадолго свои шедевры в арт-галерее «АРКА».
Экспозиция дополнена живописными произведениями петербургского художника Армена Гаспаряна,образный мир и мягкая цветовая гамма которых внесла в выставку своеобразные ноты загадочности и гармонии.
Выставка пройдёт с 27 февраля по 10 марта 2013 г.
Евгения Логвинова, историк искусства, член АИС, член IFA