Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней
Открытие: 7 марта 2013, 18.00
Пресс-показ: 7 марта, 16.30 - 17.30
Место проведения: Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»
Кураторы: Марина Лошак, Олеся Туркина, Наталья Каменецкая
Координатор: Екатерина Усова
Дизайн экспозиции: Творческое объединение «Десять»: Алексей Подкидышев, Тамара Мурадова, Игорь Чиркин
При участии: Государственной Третьяковской галереи, Музея современной истории России, Музея В.В.Маяковского, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного выставочного центра РОСИЗО, Института русского реалистического искусства, Музея-усадьбы Кусково, Музея МАРХИ.
8 марта – 12 мая 2013
Место проведения: Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»
Традиция отмечать Международный женский день или праздник 8 марта неразрывно связана с советским периодом истории нашей страны. Трогательные открытки с изображением ландышей или тюльпанов, девушки с голубем мира или малыша с коробкой с надписью «для Мамы», веточки мимозы и подарки, которые обязательно вручают в этот день каждой женщине. Парадоксально, но в стране победившего социализма праздник 8 марта впервые в мире стал государственным и при этом никогда не ассоциировался с феминизмом. Даже сегодня отношение к феминизму в российском искусстве, как впрочем, и в социально-политическом движении, по-прежнему затуманено советской риторикой. Выставка приурочена к определенной дате: ровно сто лет назад в Санкт-Петербурге состоялось «Научное утро по женскому вопросу», на которое собралось более полутора тысяч женщин. Первый Международный женский день в России был отмечен не цветами и подарками, а требованием права голоса для женщин, государственного обеспечения материнства, протестом против дороговизны жизни и призывами к равноправию. Некоторые из требований столетней давности актуальны и по сей день, даже, если номинально они давно выполнены. Феминистские идеи в России на протяжении ста лет претерпели трансформацию – от борьбы за равноправие и официальной государственной идеологии до патриархального праздника «всех женщин». Двадцать лет назад вместе с Перестройкой пришло понимание задач феминистского искусства. Выставка «Международный женский день» – это переосмысление феминизма в искусстве на новом этапе. Важно отметить, что выставка не стремится дать исчерпывающее представление о развитии феминистского искусства на протяжении последнего столетия. Она является концептуальной. То есть это скорее выставка идей, которые сконцентрированы вокруг нескольких ключевых тем.
Первая тема связана с амазонками русского авангарда. Остроумно названные так писателем Бенедиктом Лившицем, женщины-художницы впервые стали не музами или подругами художников, а равноправными участниками художественного процесса. Художницы русского авангарда представлены по преимуществу своими «прикладными» проектами. Рисунки для текстиля и дизайн платьев Любови Поповой, Варвары Степановой, Зинаиды Райтцер, фарфоровые группы Елены Данько и Варвары Шероновой связаны с традиционной женской проблематикой. В этих работах новые индустриальные мотивы соединились с достижениями нового искусства, для того, чтобы создать образ новой женщины. Освобожденная советская женщина вдохновляла Александра Дейнеку, Александра Самохвалова, Юрия Пименова, Давида Штеренберга... Образ физкультурницы, художницы, работницы текстильной фабрики запечатлен и на фотографиях Александра Родченко. В таком двойном ракурсе по-новому ставится вопрос о самоопределении художниц, которое проходило по принципу их принадлежности к определенному направлению, школе или движению. Можно сказать, что в России женщины сначала добились равноправия в искусстве, а затем в избирательном праве. Правда, и там, и там оно оказалось ограниченным.
Другой большой раздел выставки посвящен рождению феминизма в искусстве 1960–70-х годов и его переосмыслению в 1980–90-х. Так называемая вторая волна феминизма, наряду с мощными социальными движениями, принесла с собой новую постановку гендерной проблематики и развитие феминистского искусства. Мэри Келли, Марта Рослер, Валли ЭКСПОРТ стали «переизобретателями средства», по выражению американского критика Розалинды Краусс. Художницы обратились к фотографии, кино и видеосъемке, к самой идее документальности, которая позволила им заново поставить вопрос о социальной и гендерной идентичности.
В 1985 году в Нью-Йорке возникла группа Guerrilla Girls. Эта анонимная группа, скрывающаяся под масками горилл, выступает с резкой критикой, направленной против неравноправия женщин в мире искусства, гендерных стереотипов, эксплуатации женской сексуальности в кино и рекламе. Guerrilla Girls используют стратегию внедрения в публичное пространство, опробованное рекламой, – билборды, плакаты, листовки. Чувство юмора и анонимность помогают разрушать самые устоявшиеся стереотипы.
В 1980–90-х годах художницы обратились к истории искусства, гендерным стереотипам, идеологическим клише. Надувные красные ангелы «Благовещения» (2000) Ирины Наховой как будто слетели с Меленского диптиха Жана Фуке. В объекте «Женское» (2012) Елены Елагиной прилагательное в названии лекарственного препарата, предназначенного для женщин, превращается в абстрактное понятие. Лариса Звездочетова (Резун) работает с идеологическими штампами и клише. В начале Перестройки Мария Константинова осуществила критику тоталитарной идеологии, соединив ее символы с приписываемой женщинам текстильной техникой.
В новом тысячелетии феминистское искусство обратилось к фантазиям, страхам, нарциссизму. Поворот в сторону новой субъективации проявляется по-разному. На выставке представлены документации перформансов Елены Ковылиной, Лизы Морозовой, Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова, Марии Чуйковой и группы «Фабрика найденных одежд». Анна Броше обращается к знаменитым снам суфражистки Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?». В работе «Я – Чайка!» Татьяна Антошина переосмысливает советский идеологический миф о первой женщине космонавте Валентине Терешковой. Ольга Тобрелутс на стыке истории искусства и моды создает бронзовых «моделей». Татьяна Ахметгалиева сплетает из нитей пространство личных переживаний, наполненное, фантазиями, снами, детскими страхами. Анна Ермолаева испытывает на прочность социальную действительность. Китайская художница Чао Фей работает с идеей идентичности в новую виртуальную эпоху, создавая RMB City в Second Life. Катаржина Козыра, польская художница, известная работами на тему идентичности и трансгрессии, разыгрывает сцену из жизни роковой женщины Лу Андреас-Саломе. В «Свободе на баррикадах» (2009) испанская художница Кристина Лукас разворачивает во времени сюжет знаменитой картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830).
Выставка «Международный женский день» связана с переосмыслением идей феминизма сегодня. В то же время она дает историческую перспективу на развитие феминистского искусства, объединяя ключевые фигуры от амазонок русского авангарда и зарождения западного феминизма до современных художниц. Контекстом выставки является не только столетний юбилей со дня празднования 8 марта в России, но и само пространство, в котором она развернута. Памятник Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», ставший самым заметным символом равноправия, победившего в СССР, может восприниматься как наиболее масштабный экспонат выставки «Международный женский день». В свою очередь, история феминистского искусства, поддерживающая идею равноправия, обретает новые смыслы.
АККРЕДИТАЦИЯ:
+7 (495) 645 92 76,
Марина Чуйкина
Павел Горбач
Дарья Пастухова
Анна Свергун + 7 (905) 544-18-83,