Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Галерея Полины Лобачевской
Татьяна Чернова
«Люди и боги»
Гобелен. Живопись
15 февраля – 11 марта 2013
Москва, Музей декоративно-прикладного и народного искусства (Делегатская ул., 3)
Вернисаж 14 февраля в 17 часов
Проект «Люди и боги», представляющий программные работы Татьяны Черновой, создан специально для пространства Музея декоративно-прикладного искусства. Но это не традиционно-архаичное, «декоративное» зрелище. Наоборот, Чернова – одна из тех редких художников, кто, сохраняя классическую выучку и виртуозное владение ремеслом (в прямом смысле слова – непревзойденной шпалерной техникой), остается остро современной и актуальной. Она намного ближе к когорте постмодернистов, работающих со знаками и символами прошлого (Герхард Рихтер, Валерий Кошляков, Наталья Нестерова), нежели к завзятым реалистам и академикам. Ее вещи парадоксальны, в чем-то ироничны, где-то сюрреалистичны, вовлекающие зрителей в мир утопии и языческого детства.
В настоящем проекте в единую музейную инсталляцию объединены произведения нескольких видов и жанров. Выставка открывается авторскими гобеленами, которые давно сделали имя художнице на мировой арт-сцене (участие в Международной Биеннале гобеленов в Бельгии и представление на Госпремию РФ). Татьяна Чернова не просто возрождает старинную шпалеру. Она переводит ее на язык искусства XX-XXI века, придавая образам силу и напор, которого не знали в XVII столетии знаменитые братья Гобелен.
Затем следуют масштабные «черно-белые» холсты – аллюзии на рисунки и фрески древних мастеров в технике гризайль, открывающие своего рода внутреннюю лабораторию «классического» рисовальщика нашего времени. Наконец, мощным аккордом звучат в отдельном зале живописные полотна с «богами и героями» Черновой, которые вводят в сложный и возвышенный мир, существующий во взаимном притяжении и отталкивании с богами и героями сегодняшнего дня.
Все вместе должно еще раз представить уникального мастера, работающего на стыке различных традиций (европейского Ренессанса, русского авангарда, реализма и модернизма) и, помимо вечных вопросов – кто мы? откуда мы? куда идем? – вновь поднять вопрос о критериях и качествах «высокого искусства» в начале нового тысячелетия.
На выставке представлены около 20 масштабных полотен – гобелены и живопись.
Татьяна Чернова родилась в Москве, окончила художественный факультет Московского технологического института, член Московского Союза художников.
Работы Т. Черновой находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, музее-усадьбе «Царицыно», Московском Музее современного искусства, в Доме Правительства Российской Федерации, «Русском доме» (Вашингтон), агентстве «ENIT» (Рим) и в частных коллекциях России, Австрии, Италии и др.