Новый сезон в выставочном зале Товарищества живописцев на 1-й Тверской-Ямской, 20 открывается выставкой молодой московской художницы Екатерины Клочковой, творческая деятельность которой обращена к актуальным темам, к насущным вопросам о человеке, обществе, времени.
Интерес к «социальным вещам» у Екатерины Клочковой формировался постепенно. Конечно, тут сыграли роль и любовь со времен детской художественной школы к творчеству русских художников-авангардистов с их приемами народного искусства, и учеба в Училище памяти 1905 года, и последующее освоение профессиональных высот в Суриковском институте под руководством «шестидесятника» П.Ф. Никонова. Но важной вехой в процессе творческого становления стали поездки по русской провинции в Переславль-Залесский, Муром, Ферапонтово. Реальное знакомство с плачевной жизнью небольших провинциальных городов, с их «потерянными» обитателями, чья жизнь не состоялась даже не по их вине, все это легло в основу ее живописной серии «Русские». В работах этой серии Екатерина с искренним сочувствием и состраданием изобразила не столько конкретные местности, города, дома и людей, а преображенные фантазией собирательные образы, где есть черты реальности и сказочности.
Размышляя о жизни, о причинах ее негативных явлений, о безжалостности системы, из которой нет выхода, Екатерина Клочкова создает следом за «Русскими» новую жесткую серию «Мясники», а чуть позже пишет серию «Москва и Москвичи». В обеих сериях художница обращает внимание на проблемы современности, на разделение людей по уровню дохода, по образу жизни. По мнению Екатерины особо остро это чувствуется в столице, где с одной стороны – неуместный глянец, с другой – потерянные люди, у которых выбита почва из-под ног. Эта враждебность мегаполиса к человеку на холстах серии «Москва и москвичи» подчеркивается бесчисленными буквами агрессивной рекламы и заостренными линиями окружающего пространства, которые атакуют зрителя со всех сторон. Здесь фигуративное изображение сочетается с текстом, образуя условные плоские геометрические композиции, экспрессивные по цвету и несущие сильный эмоциональный заряд. Этот симбиоз реализма и поп-арта становится у Екатерины Клочковой способом выражения негативной реакции на современную урбанистическую среду.
Еще большее использование элементов языка поп-арта проявляется в ее последней разрабатываемой серии «Сочи», некоторые работы из которой будут презентованы на выставке. В этой серии Екатерина, манипулируя в двумерном пространстве холста символами и знаками будущих зимних Олимпийских игр 2014 года, создает некую умственную игру, в которую вступают не зрение и чувства зрителя, а интеллектуальное восприятие. Эта тактическая игра значений, созданная на полотнах кистью и мастихином, несет в себе одновременно патриотический посыл и скрытую социальную проблематику олимпийской стройки.
Живописные работы, которые войдут в экспозицию выставки, говорят о том, что Екатерина Клочкова работает в своем времени и говорит только о нем, отталкиваясь от жизненных впечатлений, пропуская их через свое сердце.
/Денис Рудых/
Открытие: 16 января 2013 г. в 17.00