Музей НГАХА принял участие в выставке «Архитектура модернизма» в рамках ХХ Международного фестиваля «Зодчество», проходившего 11-13 декабря 2012 г. в Москве. При подготовке выставки куратор проекта Ольга Казакова, ст. научный сотрудник НИИТИАГ РААСН, обратилась к держателям архитектурных архивов по всему бывшему СССР, с просьбой предоставить фотографии зданий, построенных в 1955-1980-х гг. В результате была собрана база из нескольких сотен изображений общественных зданий в стилистике «хрущевского модернизма». Клубы, кинотеатры, торговые центры, вокзалы, гостиницы и другие объекты создавались архитекторами и дизайнерами в эстетике своего времени и воспринимались как яркие и удобные здания, символы нового советского романтизма. В настоящее время отношение к подобным архитектурным постройкам неоднозначное.
В Новосибирске сохранилось множество образцов «советского модернизма». В первую очередь, это комплексы научных городков: СО АН, СО АМН, СО ВАСХНИЛ. Крупные общественные здания в районных центрах Новосибирска: «новый» кинотеатр им. В.В. Маяковского, кинотеатры «Космос» и «Аврора», Дома культуры им. Чкалова, «Строитель», «Прогресс», железнодорожников; ТЮЗ «Глобус»; гостиница «Новосибирск» – первое высотное здание города; магазины «ЦУМ», ГУМ «Россия», «Синтетика», «Надежда»; Ледовый дворец спорта, бассейн «Нептун» и многие другие. Интерьеры станций новосибирского метрополитена. Бесконечные кварталы панельных и кирпичных жилых домов… Кроме новосибирских объектов, на выставке были представлены здания, построенные по проектам сибирских архитекторов для других городов, например, железнодорожный и автовокзал в Северобайкальске (арх. В. Авксентюк, инж. В. Жигалов, М. Песляк).
Архитектура первых послевоенных десятилетий и последующего периода «застоя», завершившегося перестройкой – очень важная, но пока не до конца осознанная часть отечественного историко-культурного наследия. На состоявшейся недавно в г. Омске конференции «Декабрьские диалоги», посвященной музейному делу и охране памятников, выступал молодой специалист с сообщением о монументально-декоративном искусстве в городской среде Омска 1970-х гг. (панно, витражи, барельефы и т.п.). Он отметил невнимательное отношение городских властей и владельцев зданий к их сохранению. Да и в Новосибирске таких примеров не мало. С одной стороны, многим горожанам нравится Академгородок, как воплощение в архитектуре и ландшафтном дизайне жизнелюбия и энтузиазма шестидесятников. В «Городок» приезжают гулять, несмотря на отдаленность района. С другой стороны, как раз вопреки логике ландшафтного дизайна, зеленые зоны, аллеи беспощадно уничтожаются, и на их месте возникают киоски, а то и просто пустыри под будущее строительство. Только в последнее время вокруг этого поднялся гражданский протест, составлено официальное обращение к властям, а в Новосибирской архитектурно-художественной академии прошло организационное собрание нового «ВООПИиКа».
На наш взгляд, подобных выставок и самых разных общественных проектов, посвященных рефлексии над отечественным культурным наследием, должно быть как можно больше, так как это единственный путь сохранить и осознать нашу собственную историю, прежде чем «модернизировать» и «оптимизировать» сегодняшнюю жизнь.
Дарья Бушма, заведующая Музеем истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина