НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Драгоценный убор иконы во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике

c 18 декабря 2012 по 31 января 2013Владимирская область
Афиша
Произведения иконописи и прикладного искусства XVI – начала XX века из фондовых коллекций Владимиро-Суздальского музея-заповедника – «Драгоценные металлы и камни» (200 предметов), «Иконы» (30 предметов), «Ткани» (20 предметов). Общее количество экспонатов – 250.

Посетителям предоставляется возможность увидеть, насколько многообразен и богат убор русской иконы, узнать его «складывание» и изменение в различные исторические периоды. Поражает разнообразие применяемых материалов и техник украшения. Однако это драгоценное убранство лишь оттеняет и подчёркивает живописный образ.

Некоторые экспонаты выставляются впервые.

Особый интерес представляют образцы металлического и шитого иконного убора: иконы в металлических окладах и шитых ризах, отдельные оклады и детали (венцы, цаты, убрусы, ожерелья, поручи), киоты с резными рамами. Также представлены «привесы» к иконам (произведения мелкой пластики), детали, использовавшиеся для орнаментации окладов (дробницы, запоны, оправы с камнями и стёклами), а также образцы применявшихся материалов (золотные нити, бисер, жемчуг).

Отношение к иконе как драгоценности не только духовной, но и физической, берёт начало в византийской традиции. Живописный образ, как священный ковчег, украшался драгоценным окладом и разнообразными пеленами. Традицию украшения иконы восприняла и Древняя Русь. Уже в XI–XII веках русские иконы имели оклады из драгоценных металлов, камней и жемчуга. Известно летописное свидетельство об украшении чудотворного образа Богоматери князем Андреем Боголюбским, который «…вкова в ню более тридесять гривен золота кроме серебра и каменья драгаго и женчуга и оукрасив ю постави в цркви своеи Володимери».

Убор иконы неразрывно связан с живописным образом, чем продиктована форма и назначение каждой его детали. Он состоит как из украшений, непосредственно закреплённых на лицевой стороне иконной доски, так и различных привесов и обрамлений образа. В наиболее полном и богатом уборе иконы сочетаются многочисленные металлические и шитые детали.

Наиболее значительной частью убора является оклад. Он закрывает поля и фон средника иконы, оставляя открытыми лики или фигуры изображённых. Оклады русских икон часто исполнялись из серебра, при этом на почитаемых древних образах они могли быть сделаны из золота, а на недорогих иконах в крестьянском быту – из позолоченного и посеребренного металла. Самой характерной ювелирной техникой до XVII века была басма – ручное тиснение по тонкому металлическому листу. В XVII столетии оклады выполнялись в технике чеканки и гравировки. Оклады этого времени были наборными: они состояли из отдельных пластин, закреплённых на иконе соответственно рисунку. Для Нового времени характерны оклады из цельного листа металла, с отверстиями для личного.

Нимбы Христа, Богоматери и святых выделяются венцом. Накладные венцы могли быть басменными, чеканными, гравированными, сканными с эмалью. Дополнительно венец украшался цветными камнями, по контуру обводился жемчугом. На иконах Богоматери край венца украшала богато орнаментированная фигурная коруна, воспроизводившая княжеский убор, в древности нередко прилагавшийся к образу. Голова Богородицы под венцом украшалась серебряным очельем или жемчужным убрусом, в центре которого помещалась драгоценная запона- звезда. Одеяния Богородицы могли быть украшены накладными шитыми ожерельем и поручами. К венцу с обеих сторон подвешивались рясны из камней и жемчуга и нагрудные украшения – цаты. Убор дополнялся различного рода «привесами», в число которых входили разнообразные мониста, серьги, бусы, а также наперсные кресты и иконки, панагии, складни. Завершали иконный убор тканевые завесы, закрывающие образ сверху, и подвесная пелена, расположенная под иконой. Почитаемую икону помещали также в киот-складень с закрывающимися орнаментированными створками.

Классическим образцом сложного роскошного убора древнерусской чудотворной иконы служит убранство иконы суздальского Покровского монастыря «Богоматерь Одигитрия со Спасом на обороте» (фотография 1910-х гг. из книги В.Т. Георгиевского).

Складывавшийся веками комплекс украшений древних образов существовал в русской традиции вплоть до начала XVIII столетия, когда началось разрушение иконного убора. В 1722 г. появились синодальные и императорские указы об «отобрании в казну иконных привесов».

В результате, в XVIII–XIX веках характер иконного убора радикально меняется. Помимо привесов, с развитием барочного иконостаса из церковного обихода постепенно уходят завесы и пелены. Единственно допустимым украшением образа остаётся оклад, в связи с чем возрастает его значение. Оклад становится цельным, полностью закрывающим икону. Повышается внимание к шитым иконным украшениям – ризам, убрусам, цельным окладам, шитым по ткани золотными нитями, жемчугом, бисером и стеклярусом. Меняется характер киота: он утрачивает створки, взамен которых появляется застеклённая дверца. В качестве материалов всё чаще используется недрагоценный металл, фольга, стёкла. В соответствии со вкусами эпохи, иконы украшаются с возрастающей пышностью и разнообразием, порой почти скрывая под убором живописный образ.

Памятники иконного убора XVIII–XIX столетий сравнительно мало изучены и редко экспонируются на выставках. В то же время многие из представленных экспонатов являются замечательными произведениями прикладного искусства, призванными составить единый ансамбль с живописным образом. Они ярко характеризуют своё время, его историческую и художественную среду. Убранство русских икон являлось важной составляющей храмового искусства как «необходимый, безусловно неустранимый, единственный способ выразить духовное содержание иконы» (П.А. Флоренский).

Зав. отделом древнерусской живописи

М.А. Быкова

www.museum.ru/N47714
Ваше мнение »»

»»Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Адрес:Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Проезд:Во Владимире - автобусы и троллейбусы до ост. ост. "Соборная площадь". От автовокзала г. Владимира до Суздаля отправляется автобус с интервалом 30 мин., до г. Гусь-Хрустальный - с интервалом 40 мин.
Телефоны:8 800 100-45-45 (заказ экскурсий)
сайт:vladmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.01.2025  x    ?  


Выставка «Полководцы Победы» и историческая реконструкция в Музее-панораме «Сталинградская битва»

Между Ветхим и Новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея им. Андрея Рублева и Исторического музея

В музее-заповеднике «Царское Село» сирень зацвела в январе

Выставка «Прогулки с Данте и разговоры с Боккаччо»

Презентация итогов реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян» в Пушкинском музее

Выставка "Твоим героям, Ленинград!" в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда

Владимиру Высоцкому посвящается

Выставка "Классический мир Юга России" в музее-заповеднике "Архангельское"

Показ коллекции дагеротипов шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Выставка музея-заповедника С.А. Есенина в казанском Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Выставка «Вернисаж Музея Победы» в Комсомольске-на-Амуре

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

Выставка «Ялта 1945: фундамент нового мироустройства»

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

Фотовыставка «Летний. Времена года» в Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка

Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Сергей Горбачев. Перламутровый путь на Восток

Выставка «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век» в РОСФОТО

Свет незримого мира. Живопись Игоря Купряшина

"Час ученичества" в Омском музее Кондратия Белова

Трансазиатский художественно-просветительский проект «Ожерелье экватора»

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Военно-историческая миниатюра Алексея Бажанова

Сергей Чернов. Играя в авангард

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru