Произведения иконописи и прикладного искусства XVI – начала XX века из фондовых коллекций Владимиро-Суздальского музея-заповедника – «Драгоценные металлы и камни» (200 предметов), «Иконы» (30 предметов), «Ткани» (20 предметов). Общее количество экспонатов – 250.
Посетителям предоставляется возможность увидеть, насколько многообразен и богат убор русской иконы, узнать его «складывание» и изменение в различные исторические периоды. Поражает разнообразие применяемых материалов и техник украшения. Однако это драгоценное убранство лишь оттеняет и подчёркивает живописный образ.
Некоторые экспонаты выставляются впервые.
Особый интерес представляют образцы металлического и шитого иконного убора: иконы в металлических окладах и шитых ризах, отдельные оклады и детали (венцы, цаты, убрусы, ожерелья, поручи), киоты с резными рамами. Также представлены «привесы» к иконам (произведения мелкой пластики), детали, использовавшиеся для орнаментации окладов (дробницы, запоны, оправы с камнями и стёклами), а также образцы применявшихся материалов (золотные нити, бисер, жемчуг).
Отношение к иконе как драгоценности не только духовной, но и физической, берёт начало в византийской традиции. Живописный образ, как священный ковчег, украшался драгоценным окладом и разнообразными пеленами. Традицию украшения иконы восприняла и Древняя Русь. Уже в XI–XII веках русские иконы имели оклады из драгоценных металлов, камней и жемчуга. Известно летописное свидетельство об украшении чудотворного образа Богоматери князем Андреем Боголюбским, который «…вкова в ню более тридесять гривен золота кроме серебра и каменья драгаго и женчуга и оукрасив ю постави в цркви своеи Володимери».
Убор иконы неразрывно связан с живописным образом, чем продиктована форма и назначение каждой его детали. Он состоит как из украшений, непосредственно закреплённых на лицевой стороне иконной доски, так и различных привесов и обрамлений образа. В наиболее полном и богатом уборе иконы сочетаются многочисленные металлические и шитые детали.
Наиболее значительной частью убора является оклад. Он закрывает поля и фон средника иконы, оставляя открытыми лики или фигуры изображённых. Оклады русских икон часто исполнялись из серебра, при этом на почитаемых древних образах они могли быть сделаны из золота, а на недорогих иконах в крестьянском быту – из позолоченного и посеребренного металла. Самой характерной ювелирной техникой до XVII века была басма – ручное тиснение по тонкому металлическому листу. В XVII столетии оклады выполнялись в технике чеканки и гравировки. Оклады этого времени были наборными: они состояли из отдельных пластин, закреплённых на иконе соответственно рисунку. Для Нового времени характерны оклады из цельного листа металла, с отверстиями для личного.
Нимбы Христа, Богоматери и святых выделяются венцом. Накладные венцы могли быть басменными, чеканными, гравированными, сканными с эмалью. Дополнительно венец украшался цветными камнями, по контуру обводился жемчугом. На иконах Богоматери край венца украшала богато орнаментированная фигурная коруна, воспроизводившая княжеский убор, в древности нередко прилагавшийся к образу. Голова Богородицы под венцом украшалась серебряным очельем или жемчужным убрусом, в центре которого помещалась драгоценная запона- звезда. Одеяния Богородицы могли быть украшены накладными шитыми ожерельем и поручами. К венцу с обеих сторон подвешивались рясны из камней и жемчуга и нагрудные украшения – цаты. Убор дополнялся различного рода «привесами», в число которых входили разнообразные мониста, серьги, бусы, а также наперсные кресты и иконки, панагии, складни. Завершали иконный убор тканевые завесы, закрывающие образ сверху, и подвесная пелена, расположенная под иконой. Почитаемую икону помещали также в киот-складень с закрывающимися орнаментированными створками.
Классическим образцом сложного роскошного убора древнерусской чудотворной иконы служит убранство иконы суздальского Покровского монастыря «Богоматерь Одигитрия со Спасом на обороте» (фотография 1910-х гг. из книги В.Т. Георгиевского).
Складывавшийся веками комплекс украшений древних образов существовал в русской традиции вплоть до начала XVIII столетия, когда началось разрушение иконного убора. В 1722 г. появились синодальные и императорские указы об «отобрании в казну иконных привесов».
В результате, в XVIII–XIX веках характер иконного убора радикально меняется. Помимо привесов, с развитием барочного иконостаса из церковного обихода постепенно уходят завесы и пелены. Единственно допустимым украшением образа остаётся оклад, в связи с чем возрастает его значение. Оклад становится цельным, полностью закрывающим икону. Повышается внимание к шитым иконным украшениям – ризам, убрусам, цельным окладам, шитым по ткани золотными нитями, жемчугом, бисером и стеклярусом. Меняется характер киота: он утрачивает створки, взамен которых появляется застеклённая дверца. В качестве материалов всё чаще используется недрагоценный металл, фольга, стёкла. В соответствии со вкусами эпохи, иконы украшаются с возрастающей пышностью и разнообразием, порой почти скрывая под убором живописный образ.
Памятники иконного убора XVIII–XIX столетий сравнительно мало изучены и редко экспонируются на выставках. В то же время многие из представленных экспонатов являются замечательными произведениями прикладного искусства, призванными составить единый ансамбль с живописным образом. Они ярко характеризуют своё время, его историческую и художественную среду. Убранство русских икон являлось важной составляющей храмового искусства как «необходимый, безусловно неустранимый, единственный способ выразить духовное содержание иконы» (П.А. Флоренский).
Зав. отделом древнерусской живописи
М.А. Быкова