23 ноября 2012 г. Пушкинский заповедник открывает выставку в Минском государственном литературном музее Янки Купалы.
Отечественная война 1812 года – центральное событие российской и европейской истории первой четверти XIX века. 24 июня 1812 года французская армия Наполеона Бонапарта вторглась в пределы России. Силы неприятеля троекратно превосходили численность Русской армии, мужественно отстаивающей в кровопролитных сражениях рубежи своего Отечества. На борьбу с врагом встала не только регулярная армия, но и народ, записываясь в ополчение или уходя в партизанские отряды. Три месяца под угрозой вторжения армии Наполеона находилась Псковская губерния. Граничащие с нею на юге Витебская и Смоленская губернии были охвачены военными действиями. Псковщине суждено было стать ближайшим прифронтовым тылом русской армии. Здесь было создано свое народное ополчение. В Пскове, Великих Луках, Острове, Новоржеве, Порхове, Опочке работали госпитали по приему раненых. Многие жители брали к себе на квартиры раненых и беженцев из оккупированных соседних губерний, снабжали корпус генерала П.Х.Витгенштейна рекрутами, продовольствием и фуражом. Несколько тысяч псковичей стали непосредственными участниками военных сражений Отечественной войны 1812 г. Со многими героями войны Пушкин был лично зна¬ком, гордился этим знакомством, постоянно с ними об¬щался, вел обширную переписку.
Вблизи пушкинского Михайловского находились имения, связанные с именами героев войны 1812 г. - «Гораи» - генерала от инфантерии Петра Петровича Коновницына, «Ладино» - генералов Михаила, Андрея и Николая Михайловичей Бороздиных. В соседнем Опочецком уезде проживал многочисленный род Голенищевых – Кутузовых, близких родственников светлейшего князя главнокомандующего во время Отечественной войны 1812 года, первого полного кавалера ордена Святого Георгия. генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Стараниями Михаила Илларионовича Кутузова была построена деревянная церковь Воскресения Словущего на погосте Теребени Новоржевского уезда (сегодня Опоческий район), в нескольких десятках километров от современной границы России с Белоруссией. В находящемся под ней склепе М.И.Кутузов упокоил прах своих родителей – отца Иллариона Матвеевича и мать Анну Ларионовну. Церковь сохранилась до наших дней. В настоящее время внутри храма установлен памятный знак, свидетельствующий о данном захоронении.
Война 1812 года между Францией и Россией не была неожиданной. Обе стороны начали готовиться к ней с 1810 года. В 1811 году русский посол в Вене предложил австрийцам план превентивной войны против Франции. Министр иностранных дел Австрии не дал ответа на это предложение, и Петербургу пришлось отказаться от этого плана. К этому периоду относится «Военный альманах №21. Реестр армии Австрийской Империи за 1811 год. Несколько всемилостивых императорских привилегий», изданный в Вене и состоящий из описания военных департаментов, с перечислением военных комиссий по решению различных вопросов армии. В первые месяцы 1812 года Австрия подписала военное соглашение с Наполеоном и выставила против России 30-тысячный вспомогательный корпус. Однако, вынужденные воевать «из-под палки» австрийцы, не собирались всерьез сражаться против русской армии. Русская сторона также соблюдала правила игры: главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов отменил план по перекрытию пути отступления австрийских войск. А в 1813 году многонациональные войска австрийской армии повернули оружие против Наполеона.
Наполеон Бонапарт – великий деятель, блестящий полководец, несравненный тактик – до сих пор вызывает интерес историков и обычных людей. Его высказывания о военном искусстве, науке ведения боя переведены на многие языки мира. Истории завоевательных побед Наполеона издавались при его правлении, после свержения с престола и много раз переиздавались после его смерти. На выставке представлено бельгийское издание 1837 года «Maximes de guerre de Napoleon» (военные афоризмы Наполеона), являющееся типичным примером регулярно читаемой брошюры с самыми известными высказываниями Императора. И два репринтных издания - «Отечественная война и русское общество», подготовленное к 100-летнему юбилею победы над Наполеоном в 1912 году и «История нашествия Императора Наполеона на Россию в 1812 году» Д.П. Бутурлина, отпечатанное в Военной типографии Санкт-Петербурга в 1837 году. В приложении к «Истории нашествия...» представлены карты театра военных действий.
Приложение в виде карт является характерной особенностью военной публицистики XIX века, как в российской традиции, так и в европейской. Примером тому является подлинное парижское издание 1821 года «Journaux des siéges entrepris par les alliés en Espagne, …» Paris, 1821. - 464 с. (Описание крепостной войны в Испании в 1811-1812 годах).
Следует отметить, что в 1812 году Наполеон пользовался копией «столистовой» карты России, добытой французской разведкой в Санкт-Петербурге накануне войны. Как выяснилось позднее, в карту намерено были введены ошибки: перепутаны названия населенных пунктов, вместо лесов и болот показаны поля. В силу этих обстоятельств, Наполеон был вынужден прямо на поле Бородинского сражения отрядить трех инженеров для составления пригодной для использования карты, с указанием установленных орудий и зоной действия пушек. Но, очевидно, составители карты опасались заходить в леса во избежание встреч с партизанами или местными жителями, поэтому многие дороги обрываются на половине пути.
Накануне войны с Россией Наполеон говорил «Через пять лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я разделю ее». Он планировал окружить и уничтожить русскую армию в генеральном сражении, но русские отступили. Из-за численного превосходства французов первые три месяца войны были крайне тяжелым для русских войск. Даже после соединения двух армий под Смоленском, русские были вынуждены отступать. В этот труднейший период войны со всех губерний многонациональной России к Смоленску стали стекаться партизанские отряды, так формировалось народное ополчение. Народное восстание против захватчиков разразилось как пламя: партизаны нападали на отдельные отряды, транспорты, истребляли или отнимали запасы, перехватывали курьеров, а отбитое оружие, по повелению князя Кутузова, раздавали крестьянам. Случалось, что в отсутствии мужчин, женщины с оружием или вилами в руках брали в плен небольшие группы французских солдат. Медалью за ратные подвиги в борьбе с неприятелем была награждена старостиха Василиса Кожина, «дородная женщина с длинной французской саблей, повешенной через плечо». Этот реальный исторический сюжет из народного ополчения лег в основу художественного фильма «Василиса Кожина», съемки которого проходили на территории Пушкинского Заповедника в разные сезоны 2012 года, отдельные материалы к которому представлены на данной выставке. На музейной территории снимались батальные сцены, действия в ставках русских и французских полководцев, сюжеты из крестьянской и усадебной жизни. По музеям-усадьбам чинно прохаживались гусары, драгуны, канониры и крестьяне – ополченцы в кафтанах с домоткаными кушаками с вилами и рогатинами вместо оружия. Рассматривая фотографии Н.А. Алексеева, запечатлевшего киносъемочный процесс на всех его этапах, в памяти невольно возникают строки стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы»:
Вот он шлет на нас пехоту
С сотней пушек и мортир,
И своих мамлюков роту,
И косматых кирасир.
Историческую достоверность сюжета передают эскизы Александра Григорьевича Стройло, сделанные для воссоздания облика русской деревни начала XIX века и авторские фантазии на тему портрета главной героини. Александр Григорьевич родился 4 сентября 1955 года в Брянской области, в 1978 году окончил Пензенское художественное училище; за время своего творческого пути неоднократно становился участником Всесоюзных и Республиканских выставок. Он является членом Союза художников России, заслуженным художником Российской Федерации. Работы А.Г. Стройло присутствуют в коллекциях Русского музея, Музея книги Российской Национальной библиотеки, литературных музеях А. Ахматовой, В. Маяковского, Н. Островского и в Пушкинском Заповеднике.
При создании исторического фильма «Василиса Кожина» в качестве реквизита использовались копии распространенных в то время лубочных картинок, призванных не столько высмеять неудачи и промахи противника, сколько укрепить веру в победу. Наиболее выдающимся карикатуристом эпохи, несомненно, является Иван Теребенев – художник с академическим образованием, отличавшимся, по мнению современников, свободолюбивым характером, остроумием и колоссальной работоспособностью. На выставке представлены фрагменты азбуки, изданной в 1815 году под названием «Подарок детям в память о событиях 1812 года» или более известная как «Теребеневская азбука». Её создатель скульптор И. И. Теребенев (1780-1815) . Азбука состояла из 34 гравюр 1812 года с двустишьями на каждую букву. Это была своеобразная карикатуристическая хрестоматия, где кроме Теребенева («Н» – изображение последних призывников обескровленной Франции), присутствуют работы А.Г. Венецианова («Ю», изображает французов-гувернеров, как безбожников, развращающих молодое поколение) и других художников-карикатуристов начала XIX века. Все собрание азбуки – и карикатуры и легко запоминающийся сопроводительный текст – призваны поднять дух патриотизма и вызвать ненависть к врагам доступными для понимания средствами. Французский издатель Фабер писал в 1812 году: «Наполеон … встретил сопротивление, которое обмануло все его ожидания и разрушило его планы». Великую армию Наполеона уничтожила не какая-нибудь грандиозная битва, а осторожная тактика мудрого старика Кутузова.
К горести не только России, но и всей Европы, Михаил Илларионович скончался весной 1813 года в самом зените своего полководческого поприща. Тело полководца с величайшим почтением было погребено в склепе Казанского собора в Санкт-Петербурге. В год трагической гибели М.И. Кутузова – российское Военное Министерство выпустило книгу «Жизнь и военные подвиги Генерал-Фельдмаршала, Светлейшего Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова – Смоленского». А в 1837 году, в 25-летнюю годовщину завершения Отечественной войны 1812 года перед Казанским собором благодарные потомки установили памятник легендарному полководцу. В мастерской скульптора Бориса Ивановича Орловского (1792 – 1837) во время работы над памятником побывал другой русский гений, вскормленный Псковщиной, Александр Сергеевич Пушкин. Впечатления от увиденного отразились в его стихотворении «Художнику» (25 марта 1836 года):
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даёшь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.