Современниками и участниками важнейших событий четырёхвековой давности, знаковыми фигурами Смутного времени начала XVII столетия являются князь Дмитрий Пожарский и святитель Арсений Элассонский. Первый – храбрый русский воин, талантливый полководец, возглавивший народное ополчение, честный гражданин и патриот. Второй – греческий архиепископ, активно участвовавший в церковной и политической жизни России, автор подробных записок о современных ему событиях и первого греческого сочинения по русской истории.
Различен их вклад в историю, непохожи судьбы, но оба являются яркими, неординарными личностями и олицетворением Смутного времени. Пересекались жизненные пути князя Пожарского и святителя Арсения: оба участвовали в избрании царя Михаила Романова и венчании его на царство. Божья воля свела их и после смерти: оба похоронены в Суздале: Дмитрий Пожарский – в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре, Арсений Элассонский – в кафедральном Рождественском соборе, так как последние годы его жизни были связаны с Суздалем, где он занимал кафедру архиепископа.
Выставка даст возможность посетителям узнать о судьбах этих подвижников земли Русской, являющих нам пример верности долгу и христианским идеалам.
Дмитрий Михайлович Пожарский – представитель старинного рода князей стародубских, рюрикович по происхождению. Родился в 1578 г., рано начал дворянскую службу, в конце XVI в. имел чин стольника. Полководческие способности князя ярко проявились в годы Смутного времени, когда над Россией нависла угроза потери национальной независимости. Был воеводой в различных городах, участвовал в сражениях с войсками самозванцев в составе Первого земского ополчения. После ранений в московских боях лечился в своей суздальской вотчине, селе Мугреево.
Современники высоко ценили военные способности князя, уважали его честность и верность долгу. Он был приглашён возглавить новое ополчение, собиравшееся Козьмой Мининым в Нижнем Новгороде. Дмитрий Михайлович стал военным вождём всенародной рати, руководил обучением ополченцев, лично участвовал в боях, а также возглавил «Совет всей земли Русской» – временный орган верховной власти на освобождённой от врагов территории.
Осенью 1612 г., после длительной осады и кровопролитных боёв ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило от иноземных захватчиков столицу. По преданию, благодарные москвичи в знак признательности преподнесли Дмитрию Михайловичу парадную саблю в ножнах, украшенных драгоценными камнями.
Новый царь Михаил Романов, избранный на Земском соборе 1613 г., высоко оценил заслуги Пожарского и пожаловал его боярским чином, которого не имел ни один из предков князя. До самой смерти в 1642 г. князь Пожарский верой и правдой служил на разных поприщах своему Отечеству. Похоронен Дмитрий Михайлович в Суздале, в родовой усыпальнице, расположенной в Спасо-Евфимиевом монастыре. В монастырской ризнице хранилось множество богатых вкладов, связанных с представителями рода князей Пожарских. Часть из них можно увидеть на открывающейся выставке.
Интересна судьба захоронения великого полководца. О временной утрате мемориала на могиле, о возрождении и современном его состоянии также рассказывается на выставке.
Святитель Арсений родился в 1550 г. в семье священника в Греции, получил хорошее образование и в возрасте 22 лет был пострижен в монахи. В 1584 г. он избран архиепископом Элассонским, в составе церковных посольств, обращавшихся к русским царям за финансовой помощью, неоднократно посещал Москву, а в 1589 г. там остался.
Прославился знанием древних книг, как искусный каллиграф в составе греческой книгописной школы переписывал книги, и, кроме того, вёл подробные записи о современных ему событиях.
В 1597 г. святитель Арсений был поставлен архиепископом Архангельским – «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля.
В Смутное время ему пришлось пережить частые смены правительств, народные бунты, бесчинства иноземных завоевателей. После ареста поляками в мае 1611 г. патриарха Гермогена святитель Арсений стал главой православного духовенства в Москве и участвовал в переговорах боярского правительства с королем Сигизмундом III.
В 1612 г. во время осады Москвы святитель перенёс тяжелейшие испытания: голод, болезнь. Находящемуся на грани жизни и смерти Арсению было чудесное видение. В келью к нему явился преподобный Сергий Радонежский и предсказал скорейшую победу русскому войску. Это явление чудесным образом исцелило святителя. Сбылось и предсказание: наутро ополченцы вошли в Китай-город, а вскоре и вся Москва была освобождена от поляков. И в ноябре 1612 г. Арсений Элассонский во главе московского духовенства с Владимирской иконой Божией Матери приветствовал войско освободителей – Минина и Пожарского, у Спасских ворот Кремля.
В 1616 г. Арсений Элассонский был назначен архиепископом Суздальским и Тарусским, но подолгу жил в Москве, активно участвовал в общецерковных делах. Умер архиепископ Арсений в 1625 г. и был погребён в Рождественском соборе в Суздале.
Вскоре после смерти святителя установилось его местное почитание. В 1668 г. были обретены нетленные мощи Арсения. В 1982 г. его имя было включено в Собор Владимирских святых. День памяти святителя отмечается 23 июня.
В 2005 г. специальной комиссией было проведено обследование и вскрытие захоронения святителя Арсения Элассонского в суздальском Рождественском соборе. Мощи святого были извлечены из старой гробницы и помещены в новую специально изготовленную раку, установленную для поклонения в центральной части собора. В 2006 г. частица мощей Арсения Элассонского была торжественно передана представителям Греческой Православной церкви, где архиепископа также почитают как святого.
Сохранившиеся на мощах святителя Арсения фрагменты его церковных облачений были отреставрированы. Эти уникальные образцы средневекового лицевого шитья стали достойным украшением экспозиции «Золотая кладовая» в Суздале, часть их представлена на открывающейся выставке, в том числе только что отреставрированная фелонь святителя Арсения.
Судьбы двух знаковых личностей в истории России периода Смуты – русского полководца-освободителя Дмитрия Пожарского и греческого церковно-политического деятеля Арсения Элассонского – служат примером патриотизма, верности христианским идеалам и символом национального единения.
На выставке представлены уникальные экспонаты, связанные с именами Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского. Здесь собраны вместе раритеты из разных экспозиций и фондов музея, из мастерских реставраторов.