Выставка «Друзей моих прекрасные черты…» отображает 55-летний творческий путь художника Бориса Михайловича Козмина (г.р. 1937), жизнь которого началась в Сибири и развилась в знаменитом Пушкинском Михайловском. Самобытность мироощущения сделали его творчество заметным явлением в живописи, в литературе, в музейном деле.
В тринадцатилетнем возрасте он поступил в художественную школу в Красноярске. Годы обучения в школе при мемориальном музее Василия Сурикова дали ему много в духовном развитии. И уже через два года он студент Иркутского художественного училища.
Благодатным поворотом в его творческой судьбе явилось посещение в 1963 году Пушкиногорья, где сердце своё он оставил навсегда. Здесь он познакомился с Семёном Степановичем Гейченко, тогдашним легендарным хранителем пушкинской святыни, и в течение десяти последующих лет настойчиво пробивался, чтобы посвятить жизнь во благо заповедным местам.
Для осуществления этой заветной цели он поступил в Ленинградскую Академию художеств на искусствоведческий факультет. Здесь он вошёл в мир Русского музея, Эрмитажа, Всесоюзного музея А.С. Пушкина, в мир города-музея. Углубляясь в историю искусств, он открывал для себя всё новые имена живописцев-колористов в отечественной и западноевропейской живописи. Среди них Коровин и Врубель, Ренуар, Моне, Рембрандт и Рафаэль и многие другие. Одновременно он пытался найти новые тематические аспекты трактовки окружающей действительности, ассоциативно переходящей в его живописные работы, колористический строй которых уже на первых порах определился своим светлым оптимистическим началом.
В 1974 году, когда он стал хранителем (по ноябрь 2007 г.) музея-усадьбы Ганнибалов в Петровском Пушкинского Заповедника, его творчество обрело целенаправленный смысл и стало более универсальным. Он сумел за короткий срок глубоко и исчерпывающе выразить себя в разных жанрах: живопись, литература, резьба по дереву - и неразрывно с этим научно-просветительская музейная каждодневная работа. Он автор многих статей в журналах, газетах, путеводителях, научных сборниках и книг «Из рода Ганнибалов», «Родом я, нижайший, из Африки».
Петровский цикл художника – это без малого сорок лет напряженной работы. В его живописи открывается мир добрых чувств и человеческого счастья. Пейзажные зарисовки, этюды, картины дополняют многочисленные портреты учёных, пушкинистов, художников, артистов, паломников, доброхотов и друзей, а также коллег по работе в заповеднике и односельчан. В одних портретируемых передано типичное в модели, а не индивидуальное – это в основном портреты, написанные в непродолжительных встречах, беседах посетителей Петровского, а в других портретных работах является хорошее знание им человека. Среди них С.С. Гейченко, А.А. Мыльников, А.К. Соколов, Д.С. Лихачёв, С.А. Фомичев, Энгель Насибулин, Игорь Нейфах, Леонид Гервиц, А.Д. Грач, Л.М. Тюнтина, Геннадий Селюцкий и многие другие. Всё внимание художника в процессе создания портрета сосредоточивается обычно на глазах модели, через которые он передаёт внутренний мир человека.
На протяжении всей своей творческой жизни Борис Михайлович работает над образом Пушкина. Особенно, по его признанию, его волнует тема драматического финала жизни поэта: преддуэльная история и сам поединок.
Борис Козмин много путешествует по стране и за рубежом. Из странствий, как правило, привозит много этюдов, писанных маслом, акварелью, пастелью, а также и путевые заметки, которые впоследствии становятся для него источниками его исторических и искусствоведческих очерков. На сегодняшний день его картины посетили города России и страны Старого и Нового света, Дальнего Востока, а многие «прописались» там навсегда: в Германии, Венгрии, Франции, Великобритании, Греции, Испании, Италии, США, Китае, Японии, Южной Корее, Марокко, Мальте.
Б.М. Козмин – заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, член Союза художников и Международной ассоциации писателей Российской Федерации.