Иван Кузьмич Макаров (1822-1897)
Монографическая выставка (межмузейный проект) известного русского живописца
к 200-летию Н.Н. Пушкиной-Ланской (Гончаровой) и 190-летию художника
45 портретов из 14 музеев России впервые собраны вместе!
Выставка, подготовленная Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с Мордовским республиканским музеем им. С.Д. Эрьзи (г. Саранск) и при участии московских, петербургских и региональных музеев, впервые объединила портретные работы известного художника, рисовальщика, автора монументальных росписей на религиозные темы, педагога Ивана Кузьмича Макарова (1822–1897).
Мастер русской академической живописи второй половины XIX века, Иван Макаров еще при жизни имел многочисленных почитателей. Современники считали его достойным продолжателем традиций Карла Брюллова, в том числе в области портретного искусства.
Хронологически выставка в Государственном музее А.С. Пушкина охватывает все периоды творчества художника: от ранних работ 1840-х годов, включая один из первых его автопортретов, до произведений 1880-х годов, таких как скопированный с акварели В.И. Гау портрет Н.Н. Пушкиной – Ланской.
Объединение на выставке двух имен – Ивана Кузьмича Макарова и Натальи Николаевны Пушкиной не случайно. Их знакомство произошло в послепушкинскую эпоху, в 1849 году, когда Наталья Николаевна была уже замужем за генералом П.П. Ланским. У начинающего художника сложились дружеские отношения с семьей Ланских. В Наталье Николаевне он увидел женщину удивительной красоты и обаяния. Работая в ту пору над портретами ее дочерей – Марии и Натальи Пушкиных, Макаров предложил написать и ее портрет.
Сегодня этот знаменитый, первый макаровский портрет Натальи Николаевны, вдохновленный, возможно, пушкинским стихотворением «Мадонна» и созвучный рисунку поэта на рукописи «Медного всадника», хранится в Москве в Государственном музее А.С. Пушкина. Его всегда можно увидеть в экспозиции Мемориальной квартиры А.С. Пушкина, в тех самых комнатах, где молодожены Пушкины провели свои первые счастливые месяцы семейной жизни (на время выставки оригинальный портрет временно перемещен на Пречистенку).
В коллекции музея хранится еще один замечательный макаровский портрет Натальи Николаевны, уже посмертный. Предположительно, он был выполнен Макаровым после 1863 года, по редкому фотопортрету работы Г.И. Деньера рубежа 1850-60 годов (фотография была заказана для альбома «Фотографии членов дома Романовых, свиты и придворных»), хранящегося ныне в Государственном Эрмитаже. Именно об этом портрете Натальи Николаевны вспоминала ее внучка Е.Н. Бибикова: «Она всегда была грустная, одетая в черные с белыми воротничками и манжетами платья и кружевной косынкой на голове, как она изображена на своем портрете кисти Макарова». Аскетичный этот наряд был характерен для Натальи Николаевны в последние годы жизни. Несмотря на второе, весьма счастливое замужество, Наталья Николаевна искренне скорбила и до конца дней хранила память о первом муже, великом поэте, погибшем на дуэли, защищая ее честь…
Интересна история появления портрета в музее. Он был найден в одном из московских художественных салонов под табличкой «Н.х. Портрет неизвестной дамы в черном. 2-я пол. XIX в.». Можно представить эмоции сотрудников музея А.С. Пушкина, почти сразу узнавших знакомый образ…
В собрании Государственного музея А.С. Пушкина находится также портрет старшей внучки поэта Натальи Дубельт – дочери Н.А. Пушкиной и М,Л. Дубельта.
В нынешней выставке участвуют известнейшие музеи России, в том числе Русский, Исторический, Третьяковская галерея, Всероссийский музей А.С. Пушкина (СПб) и др. Портреты дочерей Пушкина – Марии и Натальи, написанные Макаровым в 1849 году по заказу Натальи Николаевны, предоставил на выставку в Москве Всероссийский музей А.С. Пушкина (СПб). А музей Л.Н Толстого обогатил экспозицию поздним портретом старшей дочери Пушкина, написанным Макаровым уже в 1860-х годах, где она уже Мария Александровна Гартунг. Именно такой впервые увидел дочь поэта Л.Н. Толстой и запечатлел ее черты в облике своей героини Анны Карениной…
В целом, художественное наследие Ивана Кузьмича Макаров насчитывает более 200 живописных и графических портретов. На выставке ведущее место отведено женским и детским камерным портретам, которые художник писал охотнее всего – поклонение и благоговение перед красотой и нравственным совершенством женщины читается во многих его произведениях.
Выставка предсталяет 45 живописных портретов русской аристократии XIX века, в их числе – портрет Анны Алексеевны Андро, урожденной Оленина, адресата пушкинской лирики (именно ей посвящены строки знаменитого стихотворения «Я вас любил…»); портрет императрицы Марии Федоровны; портрет дочери и сестры поэта Федора Тютчева; портрет камер-юнкера Григория Александровича Пушкина, сына поэта; детские портреты князей Н.Д. Долгорукова и А.В. Барятинского. Особого внимания заслуживают шесть портретов детей графа Сергея Дмитриевича Шереметева и Екатерины Павловны Шереметевой, урожденной княжны Вяземской, внучки князя П.А. Вяземского, друга Пушкина…