Ожившие портреты или магические образы, обладающие удивительными свойствами – стареть или, напротив, молодеть, покидать границы золоченных рам – излюбленный сюжет литературных произведений. Музей истории Екатеринбурга также не избежал соблазна и взялся за известную тему. На сей раз речь об эволюции образа прекрасной Горожанки.
Нежные гимназистки и решительные эмансипе, боевые подруги революционеров и почтенные «государыни дома», рабочие и общественницы времен индустриализации, представительницы советской интеллигенции, жены военных, актрисы, «спортсменки, комсомолки и просто красавицы»… Эталонный образ екатеринбурженки-свердловчанки менялся от десятилетия к десятилетию, и каждый раз культивировались новые черты и исключительные качества.
За калейдоскопом образов и галантерейными изделиями – всеми этими булавками, пуговицами, лентами и перчатками – скрываются глубоко личные истории и характерные приметы времени. Вот часы «первой леди» молодой советской республики Клавдии Новгородцевой; дневник писательницы Нины Поповой; портрет прекрасной, одухотворенной и на тот момент уже абсолютно незрячей поэтессы и переводчицы Елены Хоринской. А вот – девичий альбом юной горожанки 1930-х годов. Под альбомным переплетом помимо дружеских эпиграмм, шутливых напутствий и пожеланий находим пламенные поздравления с присвоением «Томасе», владелице тетради, звания «ворошиловского стрелка».
Легкомысленные дамские аксессуары красноречивее любого учебника повествуют об истории страны и города. Среди уникальных экспонатов, представленных на выставке – вечернее платье, привезенное из самого Парижа и демонстрирующее дореволюционные моды; тончайшие батистовые изделия искусниц-белошвеек; первый косметический набор, выпущенный в Москве в 1916 году легендарным Брокаром, и его же творение – «Любимые духи императрицы», знаменитый аромат, переименованный в «Красную зарю»; целомудренный купальник родом из 1930-х годов и уникальное свадебное платье, пошитое из трофейного кимоно в 1945 году.