В Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха прошёл фестиваль «Мир Тибетского Буддизма». Буддистские монахи крупнейшего в Тибете монастыря Дрепунг Гоманг, основанного в XV веке, уже в пятый раз посещают музей имени Н.К. Рериха, знакомя москвичей со своей многовековой культурой и духовными традициями.
«Музей имени Н.К. Рериха и монастырь Дрепунг Гоманг связывает многолетняя дружба, – отметила в своем выступлении заместитель Генерального директора Музея Н.Н. Черкашина, – и это не случайно. Все члены семьи Рерихов изучали буддизм. Еще в начале прошлого века Николай Константинович Рерих принимал участие в работе комитета ученых-востоковедов во время строительства первого буддийского храма в Санкт-Петербурге, более того, он был автором витражей, украшавших этот храм. Еленой Ивановной Рерих была написана книга, посвященная основам буддизма. Старший сын Н.К. Рериха — Юрий — был выдающимся ученым-востоковедом, глубоко изучившим историю и культуру Тибета».
Главным событием фестиваля было построение мандалы Будды Шакьямуни. В буддийской духовной традиции Будда Шакьямуни – последний земной Будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение.
Песочная мандала – это ритуальная диаграмма, символизирующая метафизическое строение Вселенной, а также небесный дворец, куда молитвами монахов вселяется божество, в честь которого она создается. По преданию ее начертал сам Будда Шакьямуни.
История строительства мандал восходит к VI веку до н. э. Ее строят из растолченных разноцветных минералов, используя специальное приспособление для выдувания песка – конусообразную трубочку чакпу.
В течение шести дней под звуки традиционной полифонии горлового пения монахи искусно укладывали миллионы цветных песчинок по заранее вычерченному плану, создавая удивительный по красоте и сложности орнамент. И вот завораживающая совершенством линий мандала готова. Это истинное произведение искусства и в то же время – священный буддийский символ.
После созерцания и медитации под звуки священных мантр мандала была разрушена. Этот ритуал символизирует непостоянство всего сущего. «Мандала создается, чтобы быть разрушенной и возродиться впоследствии вновь и вновь, — сказал глава делегации монахов Гьял Цанг Римпоче.— Мы очень рады, что в России многие интересуются буддизмом и Тибетом. Мы также чрезвычайно благодарны всем, кто оказывал содействие в проведении официального визита представителей монастыря Дрепунг Гоманг в России. Особенно мы благодарны Международному Центру Рерихов и Фонду «Дрепунг Гоманг Центр» за гостеприимство и прекрасную организацию фестиваля «Мир Тибетского Буддизма».
Гьял Цанг Римпоче благословил и вручил дары — белый хатык и фотографии с изображениями монастыря всем, кто оказывал помощь в проведении мероприятий в Москве. Со словами благодарности за гостеприимство он обратился в адрес заместителя генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Н.Н. Черкашиной. В свою очередь Н.Н.Черкашина передала в дар библиотеке Монастыря красочные издания о Музее имени Н.К. Рериха.
Цветные частички песка разрушенной мандалы были собраны и перенесены монахами в Москву-реку, из которой воды разнесут позитивные энергии по всему миру, а также вместе с благословением были розданы всем желающим посетителям.
Еще совсем недавно церемонию построения и разрушения песочной мандалы могли увидеть только посвященные монахи, теперь приобщиться к этому действу может каждый. Вот и сейчас сотни людей, посетившие Музей имени Н.К. Рериха в дни фестиваля, были свидетелями этого буддийского духовного ритуала – неотъемлемого элемента духовной культуры и древнейшей традиции Тибета.
Фестиваль завершился обрядом «Огненной пуджи». Этот ритуал, сохраненный с древнейших времен, устраняет неблагоприятную карму, приносит радость божествам, и тем самым помогают людям двигаться по пути духовного совершенствования.