НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989 гг.»

c 22 августа по 8 октября 2012Москва
Здание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Выставка под таким названием будет проходить во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с 22 августа по 8 октября 2012 года.

Эта попытка сравнительного анализа особенностей художественного процесса второй половины XX века в двух ближайших странах советского блока. Выставка являет собой пример «проблемной презентации» коллекции, когда на основе собранного художественного материала происходит осмысление политических, социальных и художественных процессов, происходивших в жизни обеих стран на протяжении пятидесяти послевоенных лет.

Впервые в одном пространстве встречаются более 100 произведений (живопись, графика и скульптура) таких художников, как Франсиско Инфанте, Эдуард Гороховский, Макс Бирштейн, Катажина Кобро и Владислав Стрежеминский, Эдуард Штейнберг, Дмитрий Краснопевцев, Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Владимир Янкилевский, Мариан Чапля, Владимир Яковлев, Тадеуш Кантор и др. Все – а это 122 работы 74 художников – из коллекции создателя Фонда польского современного искусства Петра Новицкого.

Эта выставка только что состоялась в Национальном музее Гданьска, – города, известного как родина движения «Солидарность», которое сумело психологически и политически пробить тот самый «Железный занавес» в 1989 году (который уже в 1991-м рухнул физически в виде «Берлинской стены»). Понятно почему, – именно отсюда родом первый президент (1990-1995) постсоветской Польши Лех Валенса, здесь создавался легендарный Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность», президентом которого Валенса был с 1980 по 1990 гг.

Директор Национального музея в Гданьске Войцех Брониславский так описывает главную идею выставки: «Сравнение двух миров, развивавшихся за железным занавесом – это попытка не только найти общие элементы, но также подчеркнуть своеобразие».

А вот директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Александр Сысоенко мечтает о том, что «…идеальной была бы возможность включить в проект все страны Восточной Европы». В то же время, по его словам, – «…использование только советского и польского материала позволило организаторам выставки сконцентрироваться на самом важном: на парадоксе маргинального статуса академического и силы едва зародившегося нон-конформистского искусства».

В истории польского искусства XX столетия, которое, увы, нам известно гораздо менее, чем отечественное, главной особенностью было сильное гражданское общество (считается, что даже более сильное, чем государство!). В московских около-диссидентских кругах всегда была популярна идея «гражданского гуманитарного заговора поляков против собственного несправедливого государства». Именно такой «заговор» и сделал возможным принятие в 1960 г. директивы Секретариата ЦК Польской Объединённой рабочей партии (ПОРП) «О культурной политике в области изобразительного искусства». В ней определялась возможная доля абстрактного искусства на официальных выставках, так называемые «15 процентов художественной свободы». Поэтому «андеграунда» в Польше практически не было. В отличие от СССР.

Каталог, изданный к проекту, открывается полотном Ежи Рышарда Зелиньского 1974 г. с названием «Улыбка, то есть «тридцать» (латинское), «ха-ха-ха» (русское)», с изображением бело-красных, цветов польского флага, губ, зашитых чёрными стежками-крестиками. Следующая иллюстрация представляет Эрика Булатова с картиной «Мир» 1989 г. (Рабочий, Колхозница, между ними – Статуя Свободы).

Далее – экспозиция «разбивается», по идее своего вдохновителя коллекционера Петра Новицкого, по историко-культурологическому принципу на взаимосменяемые разделы-сегменты. Начальный обозначен как «Торжество идеологии». Здесь рядом с российскими авторами Э.Гороховским («Ленин-Сталин», 1989) и М.Бирштейном («Доярка с Холмогор», 1953) – «Ленин», уже кисти Матильды Булгаковой (1950-е гг.). В следующем, «Предшественники», – представлены исключительно работы К.Кобро и В.Стжреминского. Разделы «Второго авангарда» и «15% абстракции», – это только польские работы, работы мастеров, почти не испытывавших государственного давления. Разделы «Абстракция» и «Фигуративность» поровну разделены между художниками обеих стран: здесь зритель увидит работы В.Яковлева, Тересы Понговской, Э.Штейнберга. Очень важным Новицкий считает для искусства второй половины века тему «Знак и значение»; здесь бросается в глаза многообразие художественных концепций, хотя преобладает геометрическая абстракция. Тадеуш Шпунар («Композиция II/77-Симметрическая, 1977), Д.Краснопевцев («Свиток с неизвестным алфавитом» 1962), В.Янкилевский («Без названия, 1983), В.Немухин («День-ночь», 1990). Тематика начала 1980-х для устроителей выставки выглядит как «Искусство протеста». В Польше в 1981 г. было объявлено военное положение, люди начали выходить на улицы, художники – создавать протестные произведения. … А в Советском Союзе, после горбачёвской перестройки началась «Трансформация», – как она показана в последнем историко-художественном разделе выставки в работах Бориса Жутовского и Дмитрия Врубеля.

Организаторы предполагают, что выставка «За железным занавесом» также сможет экспонироваться в ряде российских городов. А в дальнейшем планируется привлечение к этому проекту других государств – бывших членов Советского блока.

Этот выставочный проект представляют в рамках VI фестиваля коллекций современного искусства:

Фонд польского современного искусства Варшава, Польша;

Институт Адама Мицкевича, Варшава, Польша;

Национальный музей в Гданьске, Польша;

Государственный центр современного искусства, Москва, Россия;

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва, Россия.

www.museum.ru/N46599
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес:город Москва, ул. Делегатская, 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:автоотв.(499) 973-3219, экс.бюро (459) 609-0146
сайт:damuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


В рамках проекта «С Россией - 10 лет. Искусство Крыма». Выставка «Крымская весна» в Симферополе

Золотая вязь крымских узоров

Первый электронный ресурс об истории Крыма стартует в Российской национальной библиотеке

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Русский музей завершает масштабную реставрацию картин, пострадавших в Таганроге

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Василий Якупов (1964–2015). Живопись из собрания Ярославского музея и частной коллекции

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru