Объединение московских живописцев «Бубновый валетъ» возникло в 1911 г., чему предшествовала одноименная выставка, открывшаяся в Москве в декабре 1910 г. Инициаторы выставки отвергали как академизм и реализм, так и символизм в русском искусстве. Необычное и вызывающее название «Бубновый валет» было придумано М.Ларионовым (старинное французское толкование карты бубновый валет - «мошенник, плут»). Художник говорил: «Слишком много претенциозных названий … как протест мы решили, чем хуже, тем лучше … что может быть нелепее «Бубнового валета»?». Протестной была и живопись «бубнововалетовцев»: полотна изумляли красочной энергией, объемностью форм, «вещественностью» натуры. Новому поколению художников были чужды зыбкость и туман поэтических грёз, нарочито вульгарным названием и живописной экспрессией они эпатировали публику, утверждали свое полнокровное, жизнерадостное ощущение жизни.
Для «бубнововалетовцев» характерны живопись в стиле Поля Сезанна (так называемый русский сезаннизм), соединение кубизма, фовизма, экспрессионизма и традиций русского народного искусства (лубок, изразец, росписи и т.д.). Преобладающими жанрами в их творчестве являлись натюрморты, простые, как вывески в продуктовых лавках, портреты, для которых характерны угловатость и огрубленность форм, пейзажи, где предельно близки друг к другу небо, земля, дома, словно сделанные из одного целого. Чувственной, эмоционально насыщенной живописью, смелыми цветовыми сочетаниями, тяготением к густым краскам, поисками новых пластических решений художники стремились выявить первозданную «вещность» мира.
Ядро объединения составили П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, А.Лентулов, А.Куприн, А.Грищенко, В.Рождественский. Членами и экспонентами выставок «Бубнового валета» в разные годы были Н.Гончарова, М.Ларионов, В. и Д.Бурлюки, К.Малевич, В.Кандинский, С.Лобанов, О.Розанова, Л.Попова, В.Ходасевич, А.Экстер и др. На выставках «Бубнового валета» (1910, 1911-12, 1913, 1914, 1916 гг.) устраивались открытые диспуты о судьбах современного искусства, читались доклады, декларировались манифесты. Общество распалось в 1917 г., но ведущие художники «Бубнового валета» состоялись как крупнейшие мастера русской живописи. В 1925 г. бывшие «бубнововалетовцы» организовали объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» (ОМХ). В 1927 г. в Третьяковской галерее состоялась ретроспективная выставка «Бубновый валет».
В Астраханскую картинную галерею работы «бубнововалетовцев» поступали в 1919-20-х годах, и сегодня они составляют заметную часть коллекции русского авангарда музея. В 30-е годы изобразительные поиски художников авангарда перестали соответствовать политической и идеологической доктринам государства, и произведения мастеров-новаторов «выводились» из музейных экспозиций. В Астраханской картинной галерее эти полотна, снятые с подрамников, бережно хранились. Их постепенное возвращение к зрителю, начавшееся в конце 60-х годов, стало настоящим событием и новым открытием раннего авангарда для астраханцев и гостей города.
Выставка «Бубновый валетъ» в собрании АГКГ» включает около 30 живописных работ и графических листов П.Кончаловского, И.Машкова, Р.Фалька, В.Рождественского, С.Лобанова, О.Розановой, В.Ходасевич, созданных художниками в 1910-20-х годах. Изобразительный материал выставки дает представление о художественном своеобразии каждого мастера и общности идейных истоков всего объединения. Выставка позволяет увидеть работы, не только экспонируемые сегодня в галерее, но и находящиеся в фондовом хранении.