С сентября 2011 года по май 2012 года в библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга (ул. Марата, 72) в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (МЦР) проводился цикл лекций, посвященный серии картин Н.К. Рериха «Знамена Востока». Эта серия полотен была написана художником в 1924-1925 гг. во время знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции.
Сотрудниками Санкт-Петербургского отделения МЦР было представлено 11 лекций и презентаций, путеводной нитью которых явилось осмысление самоотверженной, посвященной служению людям жизни великих светочей, их непреходящего духовного наследия.
Знакомству с картинами серии «Знамена Востока», историей ее создания и современными взглядами на философскую и художественную ценность этой галереи великих обликов была посвящена первая встреча лектория. Э.А. Томша, председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, рассказал собравшимся о том, что в эту серию входят 19 полотен, объединенных единым философским и художественным замыслом. В серии «Знамена Востока» Н.К. Рерих запечатлел основателей учений и религий, философов и святых, реформаторов и мыслителей самых разных исторических эпох и народов, своей жизнью дававших человечеству пример жертвенного и неутомимого служения на общее благо.
Вторая лекция, прочитанная Э.А. Томша, была посвящена теме: «Святой Преподобный Сергий Радонежский. Картина Н.К. Рериха «Сергий-Строитель». 1924». Зрители услышали рассказ о жизненном пути великого подвижника земли русской, о его роли в формировании самосознания русского народа, его национального характера и создании им основ русской государственности. Облик Преподобного Сергия Радонежского вошел в сознание нашего народа, и до сих пор он воспринимается как всенародный учитель, вдохновитель, заступник, и строитель русской культуры.
Тема следующей лекции – «Будда. Картина Н.К. Рериха «Будда-Победитель». 1925». Е.В. Кучерявенко рассказала о жизненном пути Будды — основателя первой мировой религии. Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм в Индии, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх). «Будда положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира». Целью создания общин было нахождение наилучших условий для всех, ищущих истинного знания и общего блага. Учитель принёс людям великий дух братства, сострадания и милосердия.
Четвертая лекция из цикла «Знамена Востока», представленная Т.В. Александровой, была посвящена Конфуцию – великому китайскому мыслителю, создателю этико-социального учения, и картине Н.К. Рериха «Конфуций Справедливый», 1925 г. Конфуций предстает перед нами как мыслитель необычайной глубины и образности видения человека. Он остается одной из величайших фигур в духовной истории человечества. Его настойчивое стремление к знанию, борьба за высокий моральный идеал гуманизма в человеке, защита культуры и сохранение культурных традиций, высокая ответственность за выполнение должного, уважение старших, почтение к родителям - чрезвычайно актуальны и для нашего времени.
Продолжила лекторий пятая лекция на тему: «Моисей. Картина Н.К. Рериха «Моисей-водитель». 1925». М.Я. Морозова рассказала слушателям о Моисее – великом освободителе и законодателе еврейского народа. Его знаменитый «Декалог» (Десять Заповедей) лег в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Е.И. Рерих писала: «Моисей в полном смысле был Вождем и Законодателем, и на нем лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находившегося в долгом рабстве <...> и заложить в нем основы порядка, строительства и государственности».
На шестой лекции слушатели познакомились с темой «Иисус Христос. Картины Н.К. Рериха «Знаки Христа» (1924) и «Чаша Христа» (1925)», ярко и очень интересно раскрытой руководителем научного направления Санкт-Петербургского отделения МЦР Е.Ю.Томша. Жизнь Иисуса Христа – одна из наиболее светоносных и трагических страниц в истории человечества. Две тысячи лет его Учение и его огненный подвиг зажигают в сердцах последователей любовь и веру, устремляют и укрепляют их на пути духовного восхождения. Во время Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих встречали свидетельства глубочайшего почтительного отношения к Христу на Востоке, и живущей в народных преданиях уверенности о пребывании Учителя в Азии. В статье «Легенда Азии» Н.К. Рерих писал: «Впоследствии мы убедились, насколько по Индии, Ладаку и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа, во время Его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях».
На следующей лекции была рассмотрена тема: «Картина Н.К.Рериха «Ойрот — Вестник Белого Бурхана». 1925». Лекцию с презентацией представила С.А. Черненко. Сюжет картины связан с алтайскими легендами, рассказывающими о скором приходе Белого Бурхана - правителя, который установит на земле век мира и справедливости. Н.К. Рерих писал: «Про доброго Ойрота все знают <...> к югу шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота... Ждут скорое наступление новой эры. Белый Бурхан, конечно, он же Благословенный Будда». На Алтае участники Центрально-Азиатской экспедиции слышали многочисленные легенды об Ойроте – посланнике Белого Бурхана.
На восьмой лекции М.В. Царева рассказала о Нагарджуне и картине Н.К.Рериха «Нагарджуна – Победитель Змия» (1925). Картина посвящена величайшему философу древней Индии Нагарджуне – реформатору и комментатору буддизма, основоположнику мадхьямики – учения о Срединном пути, первой религиозно-философской школы Махаяны. О легендарной личности Нагарджуны, почитаемом при жизни как Ботхисаттва и Будда, его подвижнической жизни и деяниях повествовали крупнейшие духовные Учителя Индии IV- XVвв.
Девятая лекция, которую прочитала В.Г. Гладышева, познакомила слушателей с малоизвестным на Западе подвижником Тибета – Миларепой и картиной Н.К. Рериха «Миларепа Услышавший» (1925). Миларепа - буддийский отшельник, которого тибетцы называют Трижды великим: великим поэтом, великим йогом и великим святым. Достигнув совершенного Просветления, Миларепа написал множество духовных гимнов, при помощи которых он излагал свои поучения последователям. Большая часть этих песенных гимнов существует в Тибете и по сей день.
Из десятой встречи посетители лектория узнали о жизни и учении великого философа древнего Китая Лао-Цзы и о картине Н.К. Рериха «Лао-Цзе» (1924). Лекцию «Лао-Цзы – китайский философ, основоположник даосизма, автор выдающегося труда «Дао дэ цзин» («Книга Пути и Благодати)» представила Л.И. Шестакова. Философия Лао-цзы стала важной составляющей частью культурной системы Китая и явилась основой одной из трех великих китайских религий – даосизма, оказавшего значительное влияние на все аспекты духовной культуры Китая и стран дальневосточного региона.
Программу лектория завершила лекция, посвященная образу Матери Мира и картине Н.К. Рериха «Матерь Мира» (1924). Лекцию и презентацию представила Е.Е.Корчемкина. На протяжении развития человечества различные народы по-разному отражали своё понимание Женского Божества. «Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Благостной Дуккар, Иштар, Гуаньинь, Мириам, Белой Тары, Радж-Ражесвари, Ниука – все эти великие образы, все эти жертвовательницы. Каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех…», - писал Н.К. Рерих. Картина «Матерь Мира» по глубине внутреннего содержания может считаться центром всей серии «Знамена Востока».
Н.К. Рерих, изображая на своих полотнах великих подвижников разных времен и народов, напоминает человечеству об этих «маяках света», об их самоотверженной, полной труда на общее благо жизни, об их духовных Учениях и Заветах, чтобы люди имели перед собой образы этих светоносцев в качестве духовных ориентиров, продвигающих человечество по ступеням эволюции. Николай Константинович писал: «Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости».