В Калининградском областном историко-художественном музее открылась масштабная выставка «Политическая карикатура США: вчера и сегодня», цель которой – познакомить общественность с историей зарождения и становления этого жанра графики, прослеживая этапы его развития, показать общность и единство целей, задач и визуальных решений художников-карикатуристов.
На выставке представлены копии произведений наиболее выдающихся карикатуристов США, в том числе работы известного современного американского карикатуриста Кевина Каллахера (КЭЛ) из журнала «Экономист» (The Economist). Показанные в экспозиции карикатуры отражают проблемы мировой политики на протяжении всего XX века. Емко и остро они выражают свое отношение к этим событиям и к участвующим в них персонажам. Наиболее часто героями карикатурных произведений становятся лидеры государств и политических партий, хорошо известные публике государственные и общественные деятели.
Раздел современной американской карикатуры, представленный работами Кевина Каллахера, рассказывает о внутренней политике США, отношениях с другими странами, политических лидерах, экономике, а также о проблемах, с которыми сталкивается весь мир – войны, терроризм, глобальное изменение климата. Этого художника называют главным карикатуристом XX века. Продолжая традиции американской карикатуры, он использует те же символы, персонажи, что и в смешных картинках 300-летней давности. Только дядюшка Сэм теперь – рядом с современными игроками большой политической арены: Бараком Обамой, Джорджем Бушем-младшим...
Карикатура и, прежде всего, политическая – зла, остроумна, адресована сразу многим и отражает краткий и всем понятный итог размышлений автора о событии или персонаже. Карикатурист, независимо от страны пребывания, это человек со своей точкой зрения, с четкой социальной позицией, подвергающий критическому рассмотрению жизнь современного общества.
В Калининграде к участию в выставке были приглашены местные художники. Владимир Кулаков, доктор исторических наук, представил работы на темы американской истории. Серия называется «Дикий Запад второй половины 19 века» и включает пять акварельных листов. Автор сознательно создает комический эффект, соединяя реальное и фантастическое, преувеличивая и заостряя характерные черты фигуры или лица.
В карикатуре всегда была актуальной тема человека на необитаемом острове, как символ одиночества. Для Калининградской области, отделенной от России несколькими границами, этот сюжет становится главным в творчестве Игоря Пащенко. Его цикл называется «Дырка на карте». В карикатурах, антуражем которых служат клетки, главным «героем» представляется личностная свобода человека – тема, во все времена объединяющая людей.
Самые забавные участники выставки - мишки Тэдди, изготовленные мастерами студии современного рукоделия «Анастасия». Известно, что этот образ традиционно ассоциируется с именем президента США Теодора Рузвельта и часто используется в карикатуре, как, впрочем, и русский медведь - символ России. Несмотря на преклонный возраст, мишка Тэдди не утратил очарования и переживает вторую молодость в новых образах.
Карикатура, как и музыка, не нуждается в переводе. Благодаря ей можно нарисовать мечту, выразить мысли, желания и недовольство… одним словом, выразить душу. Это - рисунок времени, «щетка, сметающая паутину с сердца»…