Это выдающееся произведение Николая Рериха показано впервые после долгой реставрации. Этот экспонат из Пермской государственной художественной галереи проходил реставрацию в Петербурге. Благодаря усилиям реставраторов посетители выставки впервые могут увидеть иконостас таким, каким его задумал Николай Рерих.
Пермский иконостас был спроектирован художником для Казанской церкви-усыпальницы семьи пермских купцов и меценатов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми в 1907 г. Церковь в целом строилась по проекту академика архитектуры Владимира Александровича Покровского (1871—1931). Н. К. Рерихом были созданы эскизы 13 икон, однако в их росписи и убранстве принимал участие и московский художник Сергей Иванович Вашков (1879—1914), который «одел» все написанные Н. К. Рерихом иконы басмой, и ещё некоторые неизвестные художники-исполнители. Это одно из самых оригинальных произведений русской религиозной живописи начала XX века, отразившее интерес к древнерусской иконописи, зародившийся на рубеже веков. При работе над Пермским иконостасом художник сам находил материал для работы. В течение нескольких лет он совершал длительные экспедиции по святым местам Древней Руси, изучая и зарисовывая памятники архитектуры и живописи. Однако в Пермском иконостасе нет сухого подражания известным образцам, это своеобразная и оригинальная религиозно-художественная концепция. В то же время в рериховских иконографических схемах, в манере письма, в цветовой разработке, в показе облачения и многочисленных украшений можно обнаружить строгое и точное соответствие канону. Иконы написаны под старину тёмными оттенками коричневого, зелёного, красного и напоминают торжественные изображения древних храмов, говорит директор Музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко:
«Пермский иконостас является уникальным произведением в рериховском творчестве и в иконописном искусстве начала 20 века, вобравшем в себя многие традиции и художественные приемы. Сама тема русского духовного искусства была важна для Рериха, она важна для современников, которые стремятся понять основы его творчества, его глубину. И этот иконостас подарит много переживаний высокого, духовного характера нашим посетителям. Мы очень благодарны Международному фонду «Рериховское наследие», который несколько лет собирал средства для реставрации иконостаса».
Реставрация проходила в Музее-институте семьи Рерихов, в работе участвовали лучшие мастера по реставрации живописи, дерева, металла, работающие в крупнейших музеях города. Иконостас находился не в лучшем состоянии – коррозия проела металл и затронула красочный слой. Кроме того, техника живописи Рериха добавила дополнительной сложности работе мастеров, рассказывает Художник-реставратор Ирина Гефдинг: «Это было сюрпризом – то, что живописный слой наносился без грунта, прямо на доску. Рерих использовал фактуру дерева как средство художественной выразительности, это очень эффектно, когда из-под краски просвечивает фактура дерева, включенная в художественный замысел. Но красочный слой настолько тонкий, что нелегко было его реставрировать, важно было его сохранить».
В навершии Царских врат изображена сцена Благовещения. На створах Царских врат - евангелисты Марк, Матфей, Лука и Иоанн. На столбиках Царских врат помещены образы двух Святых Великомучениц. В надвратной сени помещена композиция Тайной вечери. Слева и справа от Царских врат - икона «Спас Нерукотворный» и икона Божией матери «Казанская», для которой Рерихом были написаны Праздники, обрамляющие средник. В средник же вставлена икона, написанная в конце XVIII -начале XIX века. На северных и южных дверях иконостаса изображены Архангелы Гавриил и Михаил. Также иконостас включает в себя иконы Предстоящих, или, вернее, Избранных Святых. Святые жёны на северной и южной иконах - это, возможно, Великомученицы Вера и Лидия Иллирийская, Святые мужи - вероятно, Григорий Богослов и Святитель Филипп.
Посетители выставки получают уникальную возможность познакомиться с практически не известной широкому кругу зрителей страницей русской религиозной живописи и творчества Н. К. Рериха, рассказывает куратор выставки, сотрудник МИСР Мария Чеснокова: «Экспонирование этого уникального произведения Рериха открывает серию выставок, где будут представлены подлинные произведения художника из различных российских музеев».
В настоящее время одна икона этого иконостаса хранится в Екатеринбургском художественном музее, остальные его иконы принадлежат Пермской галерее. Таким образом, на выставке зрителям представляется уникальная, и может быть, единственная возможность увидеть практически целиком замысел Николая Рериха.