25 мая 2012 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (МЦР) состоялась одиннадцатая лекция из цикла «Знамена Востока». Ее тема: «Серия картин Н.К.Рериха «Знамена Востока». «Матерь Мира». 1924 г.». Лекцию с видео-презентацией представила член Санкт-Петербургского отделения МЦР Е.Е. Корчемкина.
В 1924 году всемирно известный художник, мыслитель, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих создал несколько вариантов картины «Матерь Мира». Одну из них художник включил в серию «Знамена Востока». Картина «Матерь Мира» стала одним из Знамен Востока, которые оповещают наступление Новой Эпохи, несут человечеству знания и опыт святых и подвижников. На протяжении развития человечества различные народы по-разному отражали своё понимание Женского Божества. Это восприятие соответствовало уровню их сознания и развития, состоянию культуры и знания в конкретную историческую эпоху. Праматерь всех народов, Все-матерь всего живого. Так можно назвать этот образ, рожденный импульсом вселенской жизни. На лекции был представлен обзор некоторых сохранившихся до наших дней образов Высокого Женского Начала в культурах различных народов мира.
Именно женщине – представителю Женского Начала на нашей планете, предстоит милосердием и любовью сердца объединить человечество в Новой Эпохе и повести его в будущее. Мысль новой эпохи должна быть направлена на развитие сознания человека, рост его духовного понимания жизни и духовного творчества. Елена Ивановна Рерих, выдающийся мыслитель и философ-космист XX века писала: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!».
На лекции был дан анализ некоторых символов, сопровождавших изображение высокого Женского Начала в различных культурах; показана их трактовка в некоторых картинах Н.К.Рериха, посвященных Женским Божествам разных народов. «Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Благостной Дуккар, Иштар, Гуаньинь, Мириам, Белой Тары, Радж-Ражесвари, Ниука – все эти великие образы, все эти жертвовательницы. Каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех…», – писал Николай Константинович Рерих.
Используя известные символы Женского Божества, Н.К.Рерих творчески переосмыслил их и раскрыл в картине «Матерь Мира» новые грани, оттенки и смыслы. Это позволяет нам не только более полно понять значение символики в изображении женских божеств, но и осознать новые идеи, заложенные в картине «Матерь Мира». Великий художник средствами искусства позволяет зрителю ощутить и понять новые образы и знания, столь необходимые в наступающую эпоху преображения человеческого мировоззрения – в Эпоху Матери Мира. По глубине внутреннего содержания картина «Матерь Мира» может считаться центром всей серии «Знамена Востока».