Персональная выставка Татьяны СЕЛЬВИНСКОЙ
и ее ученика Олега Викулова
Татьяна Ильинична СЕЛЬВИНСКАЯ (р. 1927 г.) – русский театральный художник, живописец, поэт, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994), почетный член Российской Академии Художеств (2012). Дочь поэта Ильи Сельвинского. Окончила московский Художественный институт им. В.И.Сурикова (мастерская М.И.Курилко-старший). Ее учителями были Роберт Фальк и Александр Тышлер.
Оформила около 200 (!) спектаклей «от Одессы до Магадана». С начала 1970-х г. пишет стихи, автор 6 поэтических сборников.
Участник множества выставок, персональных (более 40) и групповых (предпочитает выставляться со своими учениками). Работы находятся в собрании Третьяковской галереи, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, петербургском и киевском театральных музеях, Мемориальном музее Ильи Сельвинского (Симферополь), галереях Челябинска, Брянска, частных коллекциях.
Как в мире театра, так и в мире живописи Татьяна Сельвинская – человек не просто известный, но легендарный. За свою долгую творческую жизнь художница оформила около 200 спектаклей по всей стране. Среди столичных театральных работ Сельвинской – «Аттракционы» (Театр Ленинского комсомола,1966), «Волки и овцы» (Мастерская П.Н.Фоменко, 1992), «Без вины виноватые» и «Милый лжец» (Театр им. Е. Вахтангова, 1993, 94), «Богатые невесты», Поллианна», «Принцесса греза» (РАМТ, 1994, 95, 96), «Мария Стюарт», «Великая Екатерина», «Барышня-крестьянка» (Театр им. М. Ермоловой, 1996, 98), «Леди Шекспир» («Никиндом», первый домашний профессиональный театр, 2011) и многие другие. Особенно плодотворным было сотрудничество художницы с Челябинским театра драмы, где она оформляла спектакли по Пушкину, Шекспиру, Маяковскому, Чехову, Горину… Говоря о своем сотворце-сценографе, знаменитый режиссер челябинского театра Наум Орлов отмечает удивительную «драматургию цвета», характерную для театральных работ Сельвинской, ее «прелестнейшие провокации» в эскизах к спектаклям, и признается: «До сих пор не знаю, где у Сельвинской начинается живопись и где кончается театр… ». Впрочем и сама художница признает неотделимость искусств в свеом творчестве: «В театре - я живописец, а в живописи – театральный художник».
Предъюбилейная выставка «Дар» в Государственном музее А.С. Пушкина представляет более 110 полотен Татьяны Сельвинской разного периода. В своей живописи она обращается к различным источникам, извлеченным из багажа визуальной памяти. Как театральный художник, Татьяна Сельвинская обладает восприимчивым и чутким взглядом, не боится экспериментов с формой и цветом. Живописные работы Татьяны Сельвинской воспринимаются зрителем как символическое отражение ее мироощущения, интереса к истории, философии, искусству античной Греции и эпохи Ренессанса, поэзии, музыке…
Выставка представляет удивительную портретную галерею актеров и режиссеров, составивших цвет и славу русского театра: Е. Вахтангов, П. Фоменко, В. Андреев, В. Высоцкий, В. Гафт, О. Остроумова… Характер и личность своих героев художница передает через кровную, неотделимую связь их со сценой.
Стоит обратить внимание и на знаменитые триптихи Татьяны Сельвинской – «Мастер и Маргарита», «Музеи Москвы». Пушкинская тема легла в основу серии «Маленькие трагедии». В скупых красках полотен – сильнейшие эмоции, философия и смысл земной жизни, заключенный в гениальных строках великого поэта…
С конца 60-х Татьяна Ильинина занимается наставничеством – и профессионально, и по зову сердца. Среди ее учеников – известные театральные художники, а также специалисты совсем не богемных профессий, но нашедших себя в живописи, благодаря Сельвинской.
В последнее время на своих выставках Татьяна Сельвинская почти всегда выставляется вместе со своими учениками.
На нынешней выставке в Музее А.С. Пушкина вместе со работами Татьяны Сельвинской представлено творчество ее ученика Олега Викулова. Психолог по образованию (кандидат наук), он два года брал уроки живописи в мастерской художницы. В свою небольшую экспозицию Олег Викулов включил работы, которые так или иначе связанны с его профессиональными интересами – пять мужских архитипов по Юнгу, полотно «Адам и Ева», диптихи «Свет и тьма», МуЖенственность», триптих «Прошлое, настоящее, будущее»…