Выставка посвящена семидесятилетию автора. В экспозиции представлено около 120 работ из собрания МРМИИ имени С.Д. Эрьзи и мастерской художника. В полноте отражены творческие поиски живописца – все волнующие его темы в сюжетном и жанровом многообразии.
Родился В.И. Петряшов 1 апреля 1942 года в селе Лемдяйский Майдан Старошайговского района РМ. Интерес к рисованию появился у него с раннего детства. Часто возникало желание отобразить красоту окрестного мира, но не хватало умения. И за советом обратиться в селе было не к кому. Когда же в 1950 году небольшая семья Петряшовых переехала в Саранск, Виктор стал учеником первой детской художественной школы, а вскоре понял, что хотел бы заниматься искус-ством всерьез.
В 1964 году Виктор окончил Чебоксарское художественное училище, вернулся в родной го-род. А в 1965 году уже оказался среди экспонентов крупной республиканской выставки. С тех пор ни одна выставка в Саранске не проходила без работ В.И. Петряшова. Затем еще более солидные смотры – иногородние, зональные, всероссийские. В 1975 году его принимают в Союз художников, в 1994 году он получает высокое звание заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия.
Успеху способствовала упорная работа, стремление совершенствовать приобретенное уме-ние. Виктор Иванович непрестанно учился. У своих опытных коллег, у художников предыдущих эпох, у жизни. Настоящими университетами для него стали поездки в дома творчества Союза ху-дожников России Академическая дача и Горячий Ключ. Из этих поездок он привез массу работ, ряд которых – «На реке Мста»(1976), «Горячий Ключ»(1969), «Ночью на Академической да-че»(1976) – можно видеть в сегодняшней экспозиции.
Однако стержневыми для творчества мастера стали темы, связанные с родным краем. Соз-данные в начале семидесятых полотна «Над Мокшей»(1970), «Лето»(1971), «Деревня»(1972) яв-ляются, по сути, визитной карточкой художника. В них содержится программа всего его творчест-ва: раскрывать непреходящую мощь и красоту земли. Виктор Иванович стал одним из наиболее верных продолжателей традиций, заложенных в нашем искусстве Ф.В. Сычковым. Оптимистиче-ское мировосприятие, видение гармонии в сельской жизни содержатся в полотнах разных жанров: «Сенокосная пора»(1975), «Летний день»(1974), «В родном краю»(1978), «Сельские будни. Ав-густ»(1984). Тема отчего края как средоточия любви и памяти осмыслена и в эпическом полотне «На земле предков»(1989), и в холстах более частного, интимного звучания – «Сельские буд-ни»(1984), «На родине»(1986), «Вечер над Подгорой»(1989), «На мирной земле»(2002).
В.И. Петряшов считается одним из лучших пейзажистов Мордовии. И это не случайно. Его любовь к полям, лугам и перелескам определяет особый подход даже к построению натюрмортов, которые он чаще всего размещает на лоне природы: «Натюрморт в поле»(1980), «Обед в по-ле»(1992), «Пора ягод»(1999).
Виктор Иванович постоянно находит возможность по-новому увидеть окружающий мир. С годами его поиски в области формы шли в направлении от подчеркнуто декоративной манеры в сторону валерной живописи. Мягкие полутона сообщают особое очарование картинам лета («В лугах»(1985), «Средина лета»(1992), зимней неброской красоте («День здоровья»(1990), «Яблоки на снегу»(2000), весенней природе с ее особой прозрачностью воздуха («Весеннее цвете-ние»(1999).
Архитектурные памятники стали «персонажами» полотен «У собора Иоанна Предте-чи»(1991), «Праздничный день»(1999), «По дороге к храму»(2004).
Без малого 50 лет занимается В.И. Петряшов педагогической деятельностью, работая в ДХШ №1 Саранска. Среди его бывших учеников есть и художники, и архитекторы, и искусствоведы. Большинство же из них стали просто людьми с эстетически развитым вкусом, которым мир пред-ставляется и богаче, и интереснее.