Многие знают, что в постоянных экспозициях музеев выставляется всего лишь 7-10 процентов коллекций, все остальное находится в фондохранилищах и редко показывается. Формат выставки "Одной картины" давно известен в Европе и в России. Выставки с развернутым показом избранных картин постоянно проходят в художественных музеях и галереях Москвы, Петербурга, Казани, Твери, Нижнего Новгорода, Волгограда.
Новый проект Радищевского музея "Выставка одной картины" предлагает современное комментированное представление уникальных музейных экспонатов. Он призван акцентировать внимание на тех живописных произведениях, которые редко покидают запасник, сделать их "временно доступными". Теперь каждый месяц будут открываться "Выставки одной картины", и наши зрители смогут не только увидеть раритеты музейной коллекции, но и узнать историю их создания, бытования, изучения, реставрации. Об этом расскажут аннотации и информационные материалы, представленные в сенсорном киоске.
В рамках проекта в галерее первого этажа будут показаны полотна западноевропейских мастеров XVI-XVIII веков, по качеству не уступающие тем, что находятся в постоянной музейной экспозиции. В их числе картина "Иоанн Креститель" фламандского художника Теодора Ромбоутса, яркого последователя Караваджо. Еще один талантливый фламандский живописец Франс Франкен Младший, картины которого нечасто встречаются в отечественных музейных собраниях, будет представлен редким библейским сюжетом "И ангелы служили Ему". Продолжит цикл выставок живопись старых итальянских мастеров в лице Бенедетто Калиари ("Пир богача и Лазарь") и неизвестного художника болонской школы ("Аллегория милосердия"). Осенью зрители увидят роскошную большую картину "Сельский праздник", созданную в мастерской одного из самых популярных и плодовитых художников фламандской школы Давида Тенирса Младшего. Картина "Грозящий амур", написанная известной швейцарской художницей Ангеликой Кауфман по заказу князя Н. Б. Юсупова, позволит оценить не только высокое качество живописи, но почувствовать легкость и изящество, присущие стилю "рококо".
В залах экспозиции русского искусства в цикле выставок одной картины будут экспонироваться живописные полотна художников XIX – начала XX века. Это и большой панорамный пейзаж основателя Радищевского музея известного художника-мариниста А. П. Боголюбова «Вид Смольного монастыря с Большой Охты», и эффектная картина блестящего представителя салонной живописи К. Е. Маковского "Египетский воин", и сцена "У кабака зимой" известного мастера анималистической живописи Н.Е Сверчкова.
На выставке картины "Ледокол во льду" К. А. Винклера зрители не только смогут увидеть попавший в ледяной плен ледокол "Леонид Красин", но и узнать увлекательную историю одной из самых легендарных экспедиций по исследованию Русского Севера.
Без многолетней кропотливой работы реставраторов музея был бы невозможен показ "Портрета неизвестной" кисти Платона Дубровина, московского художника первой половины XIX века. Пока загадка портрета не решена и имя изображенной на нем молодой женщины в горностаевой мантии остается неизвестным. Зато мы точно знаем, что на другом "Женском портрете", написанном в начале XX столетия, его автор – Федор Боткин, изобразил свою мать. Строгая композиция и изысканное цветовое решение этой работы позволяют судить об особенностях стиля "модерн". На полотнах его современников – Н. П. Богданова-Бельского ("Новые владельцы") и С. Ф. Колесникова ("Осень") отчетливо видны оригинальные живописные приемы, столь характерные для начала XX века.
За каждой картиной, представленной в этом выставочном цикле, таятся удивительные, подчас трудно поддающиеся расшифровке загадки. Каждый экспонат интересен, каждый дает возможность почувствовать энергию подлинной вещи, которая не передается ни словами, ни репродукцией, ни экраном.
Л. Пашкова