В истории культуры Ростова Великого есть три «чуда», широко известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть. Не одну сотню лет ростовцы из поколения в поколение передают секреты промысла и сохраняют редкие образцы финифтяных изделий. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает самой значительной в стране коллекцией ростовской финифти – более 3000 единиц хранения. Во многом это связано с тем, что музей, расположенный в центре бытования промысла, имел исключительную возможность для собирания местных живописных эмалей.
Представленная вниманию посетителей экспозиция отражает основную специфику музейной коллекции, где главное место занимают произведения второй половины XIX века. Они созданы мастерами, чьи имена остались неизвестными, так как ставить авторскую подпись на иконописном изображении было не принято. Другой особенностью подбора экспонатов для данной выставки явились повышенные требования к их сохранности, поэтому в её состав вошли наиболее безупречные, с этой точки зрения, предметы.
Выставка не преследует цели последовательно отразить историю развития промысла. Её задача – обозначить основные формы, жанры, жизненное пространство ростовской финифти. Экспозиция построена по хронологическому принципу. Основу показа произведений XVIII–XIX столетий составляют комплексы и отдельные произведения, в которых выявлены наиболее типичные ансамбли миниатюр: для оклада Евангелия, напрестольного креста, потира, царских врат; а также икона: аналойная, паломническая, многочастная. Наряду с ранней ростовской финифтью представлены московские эмали, изображения святых различной иконографии. В основе экспозиции произведений XX – начала XXI века лежат авторские работы, отражающие основные этапы развития ростовской финифти в этот период.
Всего на выставке экспонируются 233 предмета из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Живописные полотна владимирских художников из фондов Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника стали созвучным дополнением экспозиции.