Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина
Трудно назвать имя большого художника России XIX XXI веков, который в своем творчестве не обращался к образу Пушкина: Орест Кипренский и Василий. Тропинин, Айвазовский и Ге, Репин и Серов, Антокольский и Трубецкой, Фаворский и Кравченко, Петров-Водкин и Пластов, Аникушин, Белашова, Юон, Горяев, Шухаев, Ульянов, Попков, Оссовский, Обросов и многие другие.
В собрании Государственного музея А.С. Пушкина иконография поэта насчитывает около четырех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Ядро коллекции составляют прижизненные портреты Пушкина. Одним из наиболее ценных экспонатов является копия портрета Пушкина с оригинала О.А. Кипренского, выполненная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга Пушкина князя П.А. Вяземского. Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из подмосковной усадьбы Вяземского, Остафьево. Среди прижизненных портретов поэта, представленных на выставке – гравюра Е. Гейтмана, украшающая первое издание «Кавказского пленника», и гравюра Н.И. Уткина с оригинала О.А. Кипренского, фронтисписом для издаваемого А.А. Дельвигом альманаха «Северные цветы на 1828 год».
Среди изображений Пушкина последних лет его жизни большой интерес представляет гравюра Томаса Райта. Существует предположение, что портрет был заказан английскому художнику самим Пушкиным для готовившегося собрания сочинений. Гравюра была выполнена вскоре после смерти поэта, в марте 1837 года. «Обратите внимание, – писал о ней Репин, – что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум».
В многочисленных воспоминаниях о Пушкине, появившихся в печати после его смерти, современники стремились не только запечатлеть внешний облик поэта, но и показать его духовную красоту. Не менее интересен и взгляд поэта на самого себя. Еще на лицейской скамье им было написано шуточное стихотворение «Мой портрет» (1815) на французском языке. Кроме того, на протяжении всей жизни на полях рукописей Пушкин набрасывал свои автопортреты. Рисованные для себя и не предназначенные для широкой публики, они получили известность и были оценены лишь столетие спустя. Некоторые из них также представлены на выставке. Включены в состав выставки и прижизненные стихотворные обращения к Пушкину его друзей – В.К. Кюхельбекера, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова.
Большую часть иконографии Пушкина, хранящейся в музее, составляют работы художников 2-й половины XIX – начала XXI веков. Эти ретроспективные изображения были созданы на основе изучения прижизненных натурных портретов Пушкина, его автопортретов, творчества и биографии. Все они – плод воображения и несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в гении Пушкина то новое и животрепещущее, что было ей созвучно.
«Первой удачной и любопытной попыткой создать воображаемый портрет Пушкина» по праву считается офорт Л.Е. Дмитриева-Кавказского, созданный им в 1880 году под влиянием речи М.Ф. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве. Также на выставке можно видеть работы В.В, Матэ, В.Н. Масютина, М.В. Добужинского, В.А. Фаворского, К.С. Петрова-Водкина, В.И. Шухаева, Н.В. Кузьмина, Т.А. Мавриной, А.З Иткина и других художников. Наибольшее количество портретов Пушкина было связано с юбилеями 1937, 1949, 1987 и 1999 годов. Многие из них представлены на выставке.
Отдельный раздел выставки представляют изображения Пушкина в печатных изданиях. Еще при жизни поэта, растущая популярность Пушкина сказалась на интересе читателей к его личности, что положила начало целому ряду изображений поэта в книгах и журналах. Фронтисписом для первого посмертного издания сочинений Пушкина (1838) и издания П.В. Анненкова (1855) послужила знаменитая гравюра Н.И. Уткина. В 1899 году П.П. Кончаловский (отец художника П.П. Кончаловского) предпринял первое иллюстрированное издание сочинений Пушкина в трех томах, к которому привлек лучших художников своего времени: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, братьев А.М. и В.М. Васнецовых, К.А. и С.А. Коровиных и многих других. Для фронтисписа издания портрет Пушкина был исполнен В.А. Серовым. Впоследствии практика использовать в качестве фронтисписа портрет Пушкина получила широкое распространение. В произведениях Пушкина, издававшихся огромными тиражами, портреты поэта создавались как знаменитыми, так и малоизвестными авторами, работы которых представлены на выставке. С конца Х1Х века Пушкин становится героем различных художественных произведений – рассказов, повестей и романов, пьес (таких, например, как пьеса К. Г. Паустовского «Наш современник (Пушкин)» и М.А. Булгакова «Последние дни (А.С. Пушкин)».
Портретный ряд выставки блестяще дополняют избранные комментарии известных людей к тем или иным изображениям поэта и строки из поэтических посланий, обращенных к А.С. Пушкину.