Галерея «Дом Нащокина» представляет первую ретроспективную выставку фотографий Ляли Кузнецовой – фотохудожника, завоевавшего мировое признание. Своим учителем Ляля Кузнецова считает Картье-Брессона. Ее работы неоднократно выставлялись в Европе и Соединенных Штатах, в том числе в Галерее Коркоран в Вашингтоне. В 1997 году Кузнецова была удостоена приза «Медаль превосходства» от фирмы Leica – аналог «Оскара» в мире фотографии, и Гран-При как лучший фотограф в Париже.
На выставке будет представлено более 100 оригинальных работ из разных циклов (c конца 1960-х по 1998 г.) – «Цыгане», «Узбекистан», «Евреи. Бухара», «Туркмения» и другие.
Большинство работ выставляется впервые!
Ляля Кузнецова родилась в 1946 году в маленьком городке Уральск в Западном Казахстане. Дочь в татарской семье скромного достатка, воспитанная в мусульманских традициях, она росла, чтобы стать хорошей домохозяйкой, верной женой и любящей матерью. Но в памяти остались детские воспоминания о цыганах во дворе ее тети. С детским любопытством она наблюдала, как приходили и уходили эти «грациозные загорелые люди». Она смотрела на огни их костров в ночи и слушала их песни. Она видела их раскрашенные повозки на дорогах. И всегда ей хотелось следовать за ними.
Лялин муж умер неожиданно. Она осталась одна с маленькой дочерью. Что придало ей мужества последовать своей старой мечте, в этот раз взяв в руки камеру, чтобы никогда ее больше не выпускать? Стать фотографом и стараться заработать этим себе на жизнь было ужасно сложно. Это означало променять стабильное существование на жизнь в скитаниях и неизвестности. И она выбрала этот путь!
Однажды они ехали с братом на машине по уральским степям, решили свернуть с большой дороги и наткнулись на цыганский лагерь на ближайшем берегу реки. Дети выбежали посмотреть на них, Ляля и ее брат последовали за ними к палаткам. Они дали детям кое-какие сувениры, и Ляля начала фотографировать женщин и мужчин, сидящих на земле. Цыгане не любят, когда их фотографируют, заручиться их расположением непросто... Но она знала, что нашла то, что искала: людей, тронувших ее душу. Фотографировать их значило славить их образ жизни и пробудить в себе художника. На том она и стояла и продолжала фотографировать, и цыгане потихоньку впустили эту молодую женщину с внешностью, чем-то напоминающую их собственную, в свой мир, который она снимала на протяжении последующих 15-ти лет.
«Когда говорят, что я воспеваю вольную жизнь цыган или что-то в этом роде, – рассказывает о своем творчестве Ляля Кузнецова – я думаю: фотография, которую делает человек, — это отчасти его автопортрет. Когда я освоила фотоаппарат, узнала, как проявляется пленка, как это все печатается, я начала искать кадры, созвучные моему сердцу. Естественно, ни за какие права цыган я не боролась, я просто понимала, что в нашем обществе они лишены очень многих прав. В большинстве своем это люди, которые идут к горизонту, а этот горизонт уходит от них...
Если нужно, чтобы они просто перед вами позировали, то можно, конечно, за полчаса их обежать, и они все спозируют. А если вы хотите какую-то жизненную ситуацию поймать, то вам нужно внедриться в эту атмосферу. Обо мне рассказывают разные легенды, как будто я там жила… Нет, к сожалению, у меня такой возможности не было: я одна растила дочь, мне ребенка оставить было не с кем. Вот когда Влада выросла, когда я начала получать за рубежом какие-то гонорары, тогда я начала останавливаться, допустим, в райцентре в гостинице, а потом приезжать туда, к ним, и уже подолгу находиться в деревне. Так было в Туркмении».
«Ляля Кузнецова раскрывает в своих работах скрытую силу ранимых людей. Ее герои - человеческие существа, которые могут быть близки сердцу любого, они трогают нас своей безвременностью. Ляля Кузнецова - поэт, который знает свое ремесло и обогащает наши жизни даром своих работ» - говорит Инге Морат (1923–2002) – известная женщина-фотограф, ученица Картье-Брессона. Героями ее работ становились Жан Кокто, Александр Солженицын, Элеонор Рузвельт, Мэрилин Монро, Артур Миллер, ставший после развода с Мэрилин Монро ее мужем.
Выставка продлится до 4 марта.