Игорь Вулох – замечательный, удивительный художник, совсем не потому, что очень уж известный и не потому, что его работы обязательно присутствуют в солидных частных коллекциях и, конечно, в музеях. Тогда почему «Возвращение»? Последние работы художника - графическая серия – датированы 2008-годом, так сложилось, что лишь недавно он вернулся к творчеству, завершив когда-то начатые холсты и создав совершенно новые. Последняя выставка Вулоха – 2008-ой год, частный музей ART4.RU. В «Файн Арт» состоялись четыре персональных экспозиции И.Вулоха – в 1997 две и две в 2001-м. Последняя – «Росчерки огня» была организована совместно с поэтом Геннадием Айги и посольством Швеции в Москве. Эта выставка была посвящена 70—летию шведского поэта Тумаса Транстремера, к стихам которого художник создал серию графических работ, ставших любимейшими иллюстрациями поэта. На вернисаж прилетел и сам поэт, а в этом году он получил Нобелевскую премию по литературе. В 1996 «Файн Арт» выдвинула И.Вулоха на соискание Государственной Премии, и он стал ее номинантом. C биографией И.Вулоха можно ознакомиться на сайте Галереи.
Игорь Вулох родился в Казани в 1938, успешно окончил Казанское художественное училище, затем учился на Художественном факультете ВГИК. В выставках участвует с 1957. Поиски своего личного пути в искусстве Вулох начал в 1960. В начале это была фигуративная экспрессивная живопись, в основном - пейзажи, обесчеловеченные, наполненные омертвевшими элементами некогда живой природы. Постепенно его поиски вышли за пределы видимого, эмпирического и привели художника к беспредметной пластике. В 1968 И.Вулох начал серию белых минималистических работ, которую он пишет всю жизнь, и которая особенно известна в его творчестве – «белый Вулох». Игорь Вулох в силу своего крайнего индивидуализма всегда был в стороне от бунтарей-ниспровергателей, различных группировок, его путь – путь одиночки. Тем не менее творчество мастера стало органической частью нового международного художественного течения, возникшего в конце 50-х – начале 60-х гг.
В своих произведениях И.Вулох отталкивается от вполне конкретных образов видимого мира, отраженных в названиях его работ, – ландшафта, натюрморта, интерьера или его деталей, фрагментов, передавая средствами живописи внутреннюю сущность этих объектов. Однако живописные решения не содержат конкретных образов объектного мира, художник синтезирует эти образы, изображая не их самих, а совокупности ощущений, первые импульсы, интуитивные восприятия структуры природы и бытия, пространства, времени. Этим он близок художникам первого русского авангарда, и потому его называют некоторые критики чуть ли не единственным истинным авангардистом в искусстве второй половины ХХ века.
В настоящем проекте будут представлены новые живописные произведения И.Вулоха наряду с несколькими старыми картинами и графическими листами. Они воспринимаются как ландшафты, фрагменты пейзажей в разное время суток и года. Например, как если бы Вы, попав в чащу, сквозь сплетение ветвей увидели кусочки неба, или бы Вам в глаза ударило внезапно солнце. Или ранним, теплым утром в тумане Вы не увидели, но угадали линии знакомого леса, горизонта. Живопись И.Вулоха - живопись света и воздуха. Его полотна лишены ощущения двухмерности, они многослойны, многопространственны, пронизаны воздухом и светом, передают очень сложные переживания. Они завораживают, заставляют вглядываться, уводят Вас в счастливый мир по другую сторону картины. Настоящая выставка – событие в художественной жизни Москвы. Ирина Филатова.