На персональной выставке Валерия Попова в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи представлены лучшие произведения декоративно-прикладного искусства и живописи из фондов ВОКГ, ВГИАХМЗ и творческой мастерской художника, созданные им за двадцатилетие: с конца 1980-х по 2011 годы.
Вот что говорит о себе художник: «Я по жизни путешественник, и путешествую я с этюдником по нашему Северу, разным странам, городам и весям и во времени, стремясь проникнуть в жизнь далеких эпох и в таинственных мирах красок, камней и металла». Художник, по его мнению, должен быть всегда в движении, в поисках новых впечатлений и встреч, дающих творческую энергию, экспериментировать, искать, учиться, совершенствовать свою технику и мастерство.
Волею судьбы своей творческий путь Валерий Попов начал с ювелирного искусства. Большие способности к рисованию, проявившиеся ещё в детстве, привели его в Уральское художественное училище, где он получил специальность «художественная обработка металла». В студенческие годы он любил художественное литьё, хорошо чувствовал пластику формы. Запомнились ему и поездки на пленэры. Закончив учебу в 1980 году, Попов попал по распределению в Великий Устюг на Кузинский механический завод, где в то время налаживали выпуск изделий с художественными эмалями. Молодой специалист с энтузиазмом взялся за эту работу, углубленно изучая в музеях области и крупнейших музеях страны традиции северного ювелирного искусства, «великоустюгских» и «усольских» эмалей. Его труд был оценен, и в 1985 году он был приглашен в Вологду на Завод опытных и художественных изделий (ОХИ), где проработал 10 лет ведущим художником цеха эмалей, проявив незаурядные творческие и организаторские способности. В результате Валерий Попов стал талантливым мастером, соединившим в своих произведениях традиции и новаторство ювелирного искусства.
Его авторские изделия отмечены высокой культурой, безупречным вкусом, в них есть фантазия и поэтическое настроение. Тонко чувствуя красоту природных форм, он умело использовал их в своих произведениях. Обыкновенный металл, перевоплощаясь в изящные ажурные формы ювелирных изделий и эффектно сочетаясь с драгоценными и полудрагоценными камнями, приобрёл качество высокой выразительности. Большим достижением художника являются его произведения, выполненные в технике великоустюгских белофонных эмалей по скани с растительным орнаментом (тарелки, шкатулки, украшения), а также ювелирные украшения с «усольской» живописной эмалью. Значительное место в его творчестве занимают работы с самоцветами. На международных выставках В. Попов представлял наше ювелирное искусство в 1990-е годы в Японии, Сингапуре, Франции, Швейцарии, Германии.
Работая с эмалями, Валерий увлекся поисками живописной свободы и колористической выразительности. Характерны в этом отношении две его броши с поэтичным названием «Вешние воды» (1991, металл, эмаль, ВГИАХМЗ), привлекающие экспрессией и богатством цветовых оттенков.
Вступив в 1991 году в Союз художников России и получив мастерскую, В. Попов стал всерьез заниматься живописью, которая, по его признанию, была его мечтой, потому что она давала гораздо больше творческой свободы, чем декоративно-прикладное искусство. Постепенно живопись стала основным делом его жизни. В. В. Попов работает в разных жанрах живописи: пейзаже, портрете, натюрморте, создает тематические композиции. Его картины, написанные, как правило, масляными красками в традициях реалистической живописи, обращены и к дню сегодняшнему, и к давно ушедшим временам. Разнообразны они и по манере исполнения, соответствуя поставленной художником цели. Многие его полотна напоминают своей декоративностью, любовной отделкой деталей, тщательностью письма о работе в ювелирном искусстве, когда он умело выявлял и передавал в изделиях красоту самого материала. Так, в тематических философских композициях ИЗ серии «Пространство и время» (2001 – 2004) необычный фон похож на разноцветную яшму и мрамор, а пейзажи «На семи ветрах» и «Северные просторы» [оба-2009) тонкими цветовыми переливами и большой живописной экспрессией близки декоративным композициям в технике эмали.
Ведущим жанром живописи В.Попова является пейзаж. Богата и разнообразна география увиденных и запечатленных им мест, где он побывал с выставками и на пленэрах. Это и Русский Север и средняя полоса России, Приполярный Урал, Баренцево и Черное моря, зарубежные страны - Германия, Канада, Франция, Италия, Китай, Польша. Валерий уверен, что знакомство с разными странами и различными культурными традициями является серьезным стимулом для творчества, и художник должен использовать для этого любую возможность. Пейзажи Попова, написанные с натуры, разнообразны по манере исполнения: и фактурно-живописные, и эффектные по свету, с яркими красками, и сдержанно-спокойные, в мягкой цветовой гамме, и сплавленной манере письма. Различны они и по характеру: фрагментарные и панорамные. Удачей художника можно считать большое панорамное полотно «Свободный полет» (2010) с его простором и величавой красотой заснеженных горных вершин. Во многих пейзажах присутствует светлое лирическое начало, звучат поэтические и романтические нотки. Валерий признается, что, только работая на природе, чувствует себя свободным, ощущая радость единения с ней.
С увлечением занимается он натюрмортом. Нередко пишет южные фрукты, привлекающие его выразительными формами и цветом, напоенные щедрым солнцем и соками плодородной земли. Прекраснейшие творения природы - цветы тоже нередко являются его «моделями». Ему интересны скромные полевые растения северных широт и садовые цветы, они всегда выразительны в его натюрмортах: ароматная сирень, роскошные элегантные нарядные пионы и дерзко алые маки.
Реже обращается он к портретной живописи; как правило, ему терпеливо позируют собратья по профессии. Интерес вызывает его портрет Ольги Карпачевой, художника-реставратора и живописца, («Ольга», 2005), в котором передан сильный характер и целеустремленность молодой талантливой женщины. В последнее время Валерий решил попробовать свои силы в жанровой живописи. Воспоминания о детстве в далеком уральском селе легли в основу его картины «Колядки» (2011), а конкретный эпизод из поездки на пленэр, имевший место в тотемской деревне, послужил поводом для написания этюда, переработанного позднее в картину «В гостях у бабушки» (2011). В обеих работах есть ощущение уходящего в прошлое патриархального уюта русского деревенского бытового уклада.
В произведениях Валерия Попова живёт обаяние его личности, его искренность, душевная щедрость, влюблённость в красоту и умение повсюду находить ее. «Я благодарен судьбе за то, что она меня вынесла в живопись, - утверждает он. - Только живопись дает мне душевное равновесие и связь с вечностью. Много времени я потратил на то, чтобы стать более независимым, свободным, и вижу в этом счастье и смысл своей жизни».