На открывающейся 15 декабря в Палатах выставке будут представлены 48 произведений живописи из собрания Государственного Русского музея. Выставка уникальна по своему составу – тема зимы объединила шедевры лучших мастеров середины XIX – XX века и современности, демонстрируя широкий диапазон стилей и направлений в русском искусстве.
Зима в творчестве русских художников – многозначный образ, который порой рождает в душе прямо противоположные чувства. Это аллегория одиночества и бесприютности в произведениях живописи реалистов второй половины XIX века. Зато на картинах А.И Куинджи, Ю.Ю. Клевера, И.Э. Грабаря, Н.М. Ромадина зимняя природа завораживает своей таинственностью и красотой. Особенно чутки к восприятию колорита зимы были русские импрессионисты. Белый снег у В.К. Бялыницкого-Бирули перестаёт быть белым: он вбирает все оттенки – неба, холодного зимнего солнца, тёплого дерева – и становится перламутровым. А на полотнах К.Ф. Юона и Б.М. Кустодиева снег – идеальный фон, позволяющий создавать многоцветье праздничной толпы, её настроение.
В зимних пейзажах русские художники часто изображали лошадей. Клубится снег под копытами летящей навстречу тройки в работе «Масленица (1889) П.Н. Грузинского и усиливает впечатление разудалости праздника. Напротив, на картине Н.Е. Сверчкова «Застигнутые бурей» (вторая половина XIX века) движение снежного вихря останавливает усталых, измученных коней и создаёт ощущение безысходности. Стремителен бег разгорячённых коней в работах А.М. Герасимова «Тройка» (1914) и Р.Р. Френца «Розовый снег (Начало НЕПа)» (1925).
Широко представлен на выставке городской пейзаж. Зимние краски сдерживают колорит, делают его почти аскетичным в композиции В.А. Денисова «Мансарды (Зимний городской пейзаж)» (1917), тонким лиризмом проникнуты работы Г.С. Верейского «Под старыми липами» и «Васильевский остров» (1927). Утопающим в золотистых лучах зимнего солнца изобразил В.В. Пакулин Ленинград в пейзаже «Зима. Мойка» (1943) – противостоящий трагической реальности блокады.
Наиболее занимательны жанровые картины. С удивительной достоверностью передана атмосфера монастырского уклада с его неизменными патриархальными традициями на полотне И.С. Горюшкина-Сорокопудова «Приезд боярина в монастырь» (1912). Уютом и теплом веет от произведения П.П. Кончаловского «Катенька у окна» (1936).
Надеемся, что в канун новогодних и рождественских праздников выставка «Русская зима из Русского музея» станет для владимирцев особо дорогим подарком, доставит истинное удовольствие всем любителям прекрасного.