27 ноября 2011 года в Музее истории города Ярославля в рамках Проекта «Путешествие в страну Культуры» была представлена программа «Иные миры Чюрлёниса». Ярославское Рериховское общество неслучайно предложило слушателям эту тему. 2011 год объявлен ЮНЕСКО годом Чюрлёниса (1875-1911), и торжества в его честь проходят по всему миру. Художник, музыкант, поэт и философ, он был одним из первых, кто в начале XX века показал человечеству путь новой Красоты, ведущий к космическим просторам Иных миров.
Ведущая программы, педагог Центра «Перспектива» И.М. Себелева познакомила слушателей с биографией М.К.Чюрлениса и его художественным творчеством.
Этот удивительный мастер прожил всего 36 лет, оставив миру около трехсот картин и свыше двухсот музыкальных произведений. Но, самое главное, Чюрлёнис сумел соединить в своём творчестве два искусства – музыку и живопись. И сделал это гениально.
При жизни он не был понят массами, однако, необычного художника сразу высоко оценили известные деятели искусств начала ХХ века: Рерих, Бакст, Бенуа, Ромен Ролан и другие. Н.К.Рерих после его ухода писал: «Трудна была земная стезя Чюрлёниса. Он принес новое, одухотворенное творчество. Разве этого недостаточно, чтобы дикари и умалители не возмутились? В их запыленный обиход пытается войти нечто новое, разве не нужно принять самые зверские меры к ограждению их условного благополучия? Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века тому назад во многих кругах были встречены произведения Чюрляниса. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая нашептывала каждое произведение этого истинного художника… Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый».
Сегодня многим становится понятно, что Чюрлёнис не создавал каких-то фантазий, существовавших только в его воображении. Он воспринимал Космос гораздо острее и глубже, чем обычные люди, и своим неповторимым языком образов говорил нам о реальных, более совершенных мирах Вселенной. Неслучайно писатель Вячеслав Иванов называл Чюрлёниса ясновидцем невидимого.
Записи в дневнике доносят до нас его заветные мечты:
«Я полечу в очень далекие миры,
в края вечной красоты, солнца и сказки,
фантазии, в зачарованную страну,
самую прекрасную на земле…»
Художник напряженно искал этот мир вечной красоты в прошлом, настоящем и стремился за ним в неизведанное будущее. Его загадочные картины не открываются с первого взгляда, а побуждают думать, прилагая усилия ума и сердца.
В рамках программы зрителям был представлен на экране большой видеоряд картин Чюрлёниса, начиная с его ранних работ и циклов («Сотворение мира», «Похоронная симфония», «Потоп») и заканчивая такими вершинами философской мысли художника, как «Жертва» и «Rex».
Чюрленис интуитивно предвидел приход новой космической эры и стремился преодолеть границы пространства и времени. Он творил изысканную архитектуру городов Иных миров (цикл «Город»), соединял красоту земных форм с красотой Инобытия (цикл «Зима»), показывал людям сферы более тонкого состояния материи, где живут ангелы (картина «Рай»). Он верил, что в будущем человек сумеет познать реальность Дальних Миров, и своим искусством приближал это время. Осмысливая закономерности, которые управляют человеком и Космосом, художник создавал необычные образы, например, такие, как в цикле «Знаки Зодиака». В этих картинах нет ничего от бытующих теперь фантазий о безобразных инопланетных монстрах и жестоких космических войнах. Космос Чюрлёниса прекрасен и зовущ.
Большое впечатление на зрителей произвели картины-сказки: «Сказка о королях», «Сказка о замке», «Странствие Королевы». Понять их непросто, но можно порадоваться высоте их Мечты, вере в мудрость мироздания и победу Света. Поэт-провидец Блок утверждал: «Настоящий художник – тот, кто видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена наивной действительностью, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя». Эти слова в полной мере относятся к Чюрлёнису.
Особое внимание в программе было уделено музыкальной живописи Чюрлениса. «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты», – писал он. Музыка звучит во многих его живописных работах: в формах, цвете, композиции. Звучит она и в названиях картин, таких как «Фуга», «Прелюд», «Сонаты». В них художник пытался использовать форму и структуру музыкальных произведений в живописи. Он мечтал создать особый пластический язык, способный передать образ большой симфонии мира. Удивительный ритм, который отражается в образах этих картин, утонченность прозрачных красок создают ощущение соприкосновения с возвышенной музыкой.
«Все существует как прекрасное сочетание красок, как звучание дивного аккорда...», – утверждал Чюрленис. Его полотна – «Соната весны», «Соната Солнца», «Соната звезд» – несут весть о богатстве и многомерности мироздания, о возникновении и гибели миров, о преображении плотной материи Земли. Своим искусством Чюрлёнис словно призывал людей не ограничиваться рамками земных интересов, а открывать своё сознание для понимания космических процессов.
В 1909 году Чюрлёнис написал самую загадочную и, пожалуй, главную картину в своем творчестве – «Rex». Художник сознательно выбрал для нее скупую цветовую гамму, боясь обилием цвета отвлечь зрителя от глобальной идеи своего замысла. «Rex» – это Король Вселенной, ее ось. Он восседает на высоком троне во Вселенной, и весь Космос вращается вокруг него. Когда Чюрлениса спросили, не изображен ли здесь Бог, он ответил: «Это только тот космос, который вращает мир, и то... лишь видение». Но ему хотелось в этом «видении» не только выразить величие сил Космоса, но и открыть важную его тайну. Сегодня ученые называют творящую силу Космическим Магнитом, но его суть все еще скрыта от человечества. Придет время, когда картина «Rex» будет научно объяснена, и раскрытие этой тайны, возможно, сыграет очень важную роль в развитии человечества.
Эдуардас Межелайтис назвал Чюрлёниса пророком космического века, посвятив ему свой философско-поэтический цикл «Мир Чюрлениса». Он писал: «... если правда, что благодаря пылающему горячечному мозгу гениев народы и времена прозревают свое будущее и тогда рвутся к нему, то Чюрленис был для своего народа именно таким художником, был предтечей, возвещенным из грядущей космической эры».
Продолжая программу в музее, член Союза композиторов РФ, солистка Ярославской областной филармонии Л.В. Янковская, рассказала посетителям видеолектория о музыкальном пути Чюрлёниса. Сын деревенского органиста, Микалоюс с детства проявил неординарные музыкальные способности. Благодаря поддержке князя Михаила Огиньского он получил хорошее музыкальное образование, закончил Варшавскую, а позднее Лейпцигскую консерватории. Создав две значительные симфонические поэмы «В лесу» и «Море», он подарил своему народу образ музыкальной Литвы. Сквозь звуковое кружево его фортепианных миниатюр – прелюдий и мазурок – также просвечивают мотивы народных песен его родины. Однако творчество Чюрлениса оказало живое воздействие на музыку Литвы только… через 100 лет после рождения композитора. В 1975 году появились сочинения, где по-новому звучит и живописное творчество мастера: симфонии «Rex», «Зодиак», «Соната гор», написанные молодыми литовскими авторами.
Посетители музея c интересом послушали в записи несколько музыкальных произведений Чюрлениса: органную фугу до минор, прелюдию для фортепиано ре минор и торжественную кантату для хора и симфонического оркестра «De Profundis».
В заключительной части программы зрителям были показаны фрагменты из видеофильма, любезно предоставленного директором Дома-музея Чюрлениса в Вильнюсе Стасисом Урбонасом.
По отзывам посетителей видеолектория, программа произвела на них большое впечатление. Кто-то впервые узнал о выдающемся литовском художнике и композиторе и был поражен глубиной его творчества. И даже знакомые прежде с искусством Чюрлёниса были удивлены по-новому звучащими сейчас его идеями космического масштаба.
Завершилась программа на торжественной ноте, стихами Павла Антокольского:
«Чюрлёнис шел по Млечному Пути.
Он увидал рожденье звездной бури.
И ангелы из золотой лазури
К его ногам пытались снизойти.
И говор волн, и рокот струн еще
В его ушах звучали наважденьем,
Но чей-то голос окрылил плечо,
Раздвинув мрак внезапным пробужденьем.
И он сошел зачем-то в этот мир,
И в зареве Любви и Созерцанья
Он повторил Искусством мирозданье
И нас созвал на свой богатый пир».